Бесконечная налоговая реформа

Share Button

В минувшую субботу Минфин разослал экспертам и народным депутатам свои предложения по налоговой реформе, попросив высказать замечания и предложения до 23 июня. Изначально сам документ экспертами трактовался как проект закона, но потом трактовка изменилась: оказалось, что это не более чем правки, которые в Минфине готовы взять из проекта закона №3357, разработанного налоговым комитетом ВР во главе с Ниной Южаниной.

«Это их выборка из законопроекта №3357. То, на что они сейчас согласны. Но это не является проектом, который они собираются вносить. Идет обычная техническая работа. Зачем это «слили» как проект Минфина, мне непонятно», – говорит Андрей Журжий, первый заместитель председателя парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики.

По его словам, обсуждать в широких кругах пока нечего. «Это слив информации в середине процесса», – утверждает народный депутат.

Напомним, Минфин и налоговый комитет ВР впервые презентовали свои проекты налоговой реформы еще в сентябре прошлого года. Но ни один из вариантов не признали в Национальном совете реформ при президенте Украины, как и не одобрил оба проекта Международный валютный фонд. В начале февраля Фонд опубликовал отчет об Украине, в котором были озвучены рекомендации от его экспертов. В итоге ряд рекомендаций МВФ все же был учтен в проекте налоговой реформы от Минфина, а еще часть их предполагалось реализовать на протяжении 2016 года.

В 100-страничном «письме» содержится много правок к действующему налоговому законодательству. По мнению экспертов, представленный проект содержит как текущие, так и стратегические изменения.
«Проект расширяет права налогоплательщиков; утверждает определение и принцип действия электронного кабинета налогоплательщика; устанавливает новую структуру органов ГФС, изменяя при этом идеологию деятельности фискальной службы. Так, налоговые инспекции на местном уровне смогут осуществлять только сервисные функции (консультации, методологическую помощь в заполнении деклараций и форм отчетности, прием отчетности, накопление и обработку информации), но без функций налогового контроля», – перечисляет Герман Таслицкий, управляющий партнер ЮК «Правозащита Украина».

По словам Евгения Олейникова, эксперта Экономического дискуссионного клуба, к стратегическим изменениям следует, в первую очередь, отнести нововведения, направленные на улучшение функционала электронного кабинета плательщика – он должен превратиться из одностороннего «почтового ящика» в полноценный электронный сервис с возможностью управления налоговыми платежами субъекта хозяйствования – а также изменение функций районных инспекций ГФС.

При этом новшества, касающиеся районных инспекций, весьма неоднозначны. Эксперты утверждают, что, если ставится задача превратить их исключительно в сервисные центры, то нет никакого смысла сохранять как таковую структуру под названием «районная инспекция» – с ее бюрократическим аппаратом, явно превышающим потребности сервисной службы. По мнению Олейникова, такие структуры могли бы иметь областное подчинение и опираться на областной аппарат обеспечения (кадровая и финансово-экономическая службы, снабжение и т.д.).

«Суть сервисной функции заключается в консультационной и методологической помощи по составлению отчетности, приеме отчетности, сборе и обработке налоговой информации. В принципе, такой функционал, пусть и не всегда качественно, но и сегодня налоговые инспекции предоставляют на местном и региональном уровне. Теперь исключительно на региональном уровне (офисы крупных плательщиков и областные налоговые) останется функция проведения проверок», – уточняет Дмитрий Сушко, управляющий партнер международной аудиторской компании PSP Audit.

По его словам, сложно оценить, уменьшится ли после этого количество необоснованных налоговых доначислений, поскольку остается нерешенной основная задача – проведение качественной кадровой реформы в фискальных органах. В итоге может произойти формальное перемещение тех же исполнителей из местного на региональный уровень, как это случилось в ходе реализации пилотного проекта в Киеве, и явных улучшений при этом не последовало.

Что касается вопросов, связанных с функционированием электронного кабинета налогоплательщика, то предложенные изменения в целом позитивны для бизнеса, считают эксперты. Однако важнее то, как именно они будут внедряться, и удастся ли при этом избежать формального подхода, который наблюдается сейчас при раскрытии информации реестров на возмещение НДС.

«Минфин правильно движется в сторону дальнейшей «электронизации» отношений между плательщиками и контролерами, иллюстрацией чего можно считать нормы об электронном кабинете. Еще одно правильное решение – повышение роли Минфина в фискальной сфере. Он становится держателем разных баз данных, а также – последней инстанцией для административного обжалования споров между плательщиками и контролерами», – уточняет руководитель налогово-юридического отдела Ernst & Young Владимир Котенко.

«Интересным предложением можно считать управление личным счетом: от оперативного получения информации о состоянии расчетов с бюджетом до осуществления зачетов, погашения налогового долга. В электронной форме будут поступать запросы от ГФС, и предусмотрено право налогоплательщика отправить ответ в таком же формате. Единственное, что сам порядок функционирования такого сервиса в законе не описан. Предполагается, что он, как и обслуживающее данный сервис государственное предприятие, будут определены Минфином. Немаловажен факт, что программное обеспечение для электронного кабинета должно быть бесплатным», – рассказал Дмитрий Сушко.

Внести изменения предлагается и в порядок обжалования решений контролирующих органов. Так, решения контролирующего органа в Автономной Республике Крым, городах Киеве и Севастополе, областях, а также решения межрегиональных территориальных органов и Национального офиса по работе с крупными налогоплательщиками подаются в ГФС. А жалобы на решения последнего – непосредственно в Министерство финансов.

Претерпел изменения и раздел, касающийся налоговых проверок. В Минфине предлагают обнародовать график проведения плановых документальных проверок на официальном сайте ГФС. Однако при этом в министерстве хотят увеличить с 50% до 70%  размеры штрафа за нарушение сроков регистрации налоговых накладных, подлежащих предоставлению покупателям-плательщикам НДС, с одновременным увеличением срока с 180 до 365 календарных дней регистрации налоговых накладных.

Еще один вопрос, который хотя и не отражен в документе, но требует дальнейшего рассмотрения – снижение налоговой нагрузки на труд. «Возможно, в качестве компромиссного варианта будет предложено перераспределение нагрузки: снижение ее на оплату труда и одновременно повышение непрямых налогов», – предполагает Котенко.

Впрочем, Минфин учел не все пожелания комитета ВР. Даниил Монин, один из соавторов законопроекта №3357, рассказал, что предлагаемый и обсуждаемый последние две недели с командой Нины Южаниной налог на выведенный капитал – полностью проигнорирован. Как и все другие варианты снижения ставок, которые Минфин в итоге назвал «неприемлемыми». К моменту публикации материала получить комментарии от пресс-службы Министерства финансов и заместителя министра – руководителя аппарата Евгения Капинуса Forbes не удалось. Глава профильного парламентского комитета Нина Южанина также не имела возможности пообщаться с журналистами издания.

По словам Владимира Котенко, документ все же имеет шансы воплотиться в законопроект. «Направление, взятое Минфином, на данном этапе потенциально правильное. Заключается оно в устранении очевидных ошибок, которые есть в Налоговом кодексе и точечном внесении в него тех новшеств, которые способны улучшить жизнь налогоплательщика сейчас, без радикального пересмотра основ», – считает эксперт.

Вместе с тем министерский проект следует пока рассматривать только как приглашение к началу диалога. «Потому что, очевидно, не все известные проблемные вопросы, существующие в Налоговом кодексе, учтены в этом законопроекте», – полагает Котенко.

«Сегодня будем решать, что подавать [на рассмотрение в парламент], и кто подает. Владимир Гройсман намерен до 1 июля подать в ВР проект закона. По крайней мере, необходимо соблюсти регламент за полгода. Потому эта неделя и следующая будут решающими. Но еще Кабинет министров должен решить, что подавать. Я думаю, что последнее слово за президентом», – резюмировал в беседе с Forbes Даниил Монин.

 

Джерело: forbes.net.ua

 

Коментарі