Как предпринимателю обезопасить себя от налоговых проверок
Работа с неблагонадежными контрагентами несет огромные риски для предприятия. Тем не менее, нередки случаи, когда бизнес совсем не в курсе о налоговой недобросовестности своих партнеров. Можно ли оптимизировать процесс проверки своих потенциальных контрагентов?
Для того чтобы попасть в поле зрения налоговых органов, необязательно обналичивать деньги через конвертцентры. Достаточно иметь в цепочке контрагентов одну компанию, которая хотя бы раз воспользовалась услугами “конвертов”.
Доверяй, но проверяй
В судебной практике давно сформировался подход, согласно которому предприятие обязано проверять своего контрагента на предмет налоговой добросовестности. Юристы подтверждают, что обязанность проверять своего контрагента по доступным базам данных уже не первый год закреплена на уровне судебной практики Высшего административного суда Украины (ВАСУ).
“Ни один нормативно-правовой акт такого требования не содержит. Однако принцип “разумной налоговой осмотрительности” фигурирует в административных спорах с налоговыми органами, когда последние считают сделки бестоварными/фиктивными и доначисляют налоговые обязательства. Да, именно так. Каждый бизнес перед проведением хозяйственной операции обязан проверить своего контрагента и сохранить такие доказательства для потенциальных споров в суде”, — отмечает юрист компании WinnerLex Никита Подгайный.
Об этом также идет речь в решения ВАСУ от 7 июня 2016 года: “участники хозяйственного оборота должны проявлять разумную осмотрительность, ведь последствия выбора недобросовестного контрагента возлагается на этих же участников”. А добросовестным налогоплательщикам, по мнению суда, необходимо не только позаботиться о подготовке доказательной базы, подтверждающей проявление должной осмотрительности при выборе контрагента, но и привести доказательства в подтверждение обоснованности этого выбора.
Как проверить?
Для начала нужно узнать, не зарегистрирован ли контрагент по месту массовой регистрации и находится ли по своему юридическому адресу. Во-вторых, есть ли у компании налоговый долг/налоговый залог. В-третьих, нет ли в ЕГРСР решений о доначислении налоговых обязательств и определений о проведении проверки и т.д.
Кроме того, стоит проверить не фигурируют ли директор или бухгалтер контрагента в делах о фиктивном предпринимательстве или уклонению от уплаты налогов (по ст. 205 или ст. 212 Уголовного кодекса Украины).
При дальнейшем сотрудничестве важно регулярно обновлять информацию о партнерах. Так как компания может быть, к примеру, продана или у нее сменится директор, который займется грязными делами.
Работа с неблагонадежными контрагентами несет огромные риски для предприятия. Налоговые органы закрыли 56 фиктивных предприятий (конвертационных центров), после чего следственный судья выдал разрешение на проведение проверки по огромному количеству украинских предприятий из реального сектора экономики. Подобные постановления не редкость, поэтому крайне важно отслеживать, не попал ли кто-то из ваших контрагентов в такие списки.
Держим руку на пульсе
Тренд 2016 года — использование открытых государственных данных для автоматического мониторинга с помощью специальных сервисов. Все сервисы сначала предлагают найти контрагентов, проверить, не находятся ли они в местах массовой регистрации, не уходят ли они на ликвидацию и есть ли по директору/бухгалтеру приговоры. После чего, подписавшись на контрагента, можно получать уведомления о важных изменениях в интересующей компании. К примеру, о смене руководства или собственника, решениях судов, начале процедуры ликвидации и т.д.
Пример поиска компании по коду ЕДРПОУ