КОРИДОР ТРАСЕКА НАКОНЕЦ ЗАРАБОТАЛ? или ГЕОПОЛИТИКА ШЕЛКОВОГО ПУТИ
Сергей Василенко, шеф-редактор ИА “Пути сообщения Украины”
ПАО «Укрзализныця» отправила контейнерный поезд Новым шелковым путем, Эстония и Финляндия подписали меморандум по тоннелю между городами Таллинн и Хельсинки, железная дорога между Азербайджаном и Ираном будет завершена до конца года, Siemens хочет работать в Иране – все эти события произошли за две недели. Пришел момент, когда старые пути перемещения рушатся, не в силе более упираться искусственно созданным препятствиям.
15 января 2016 года из Ильичевска отправился в демонстрационный рейс контейнерный поезд по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай (через Каспийское и Черное моря). Этот маршрут является Новым шелковым путем, который позволит перенаправить грузопотоки в восточном направлении в обход территории Российской Федерации. Пишет пресс-центр ПАО «Укрзализныця».
«Запуску контейнерного поезда предшествовали договоренности между железнодорожными администрациями Украины, Азербайджана, Грузии, Казахстана, портами Батуми, Поти, Алят, Актау, Каспийским пароходством и других. Благодаря совместным усилиям наш клиент получит услугу, позволит загрузить груз в Украину или в Европе, довезти его в Китай или стран Среднего Востока», – акцентировал в своей речи и. о. председателя правления ПАО «Укрзализныця» Александр Завгородний.
Следующим шагом, по словам Александра Завгороднего, станет оформление сквозного тарифа на перевозку, внесение изменений в логистике – в течение двух следующих недель при тестировании поезда будет проведен анализ: какие проблемы могут возникнуть на маршруте, что нужно исправить: «Уже 15 февраля мы выйдем на конечную цель и сможем четко заявить грузовладельцу, сколько будет стоить перевозки в этом поезде. Надеюсь, что создадим достойную конкуренцию морским перевозкам, ведь стоимость услуги будет приемлемой, а время в пути – втрое меньше, чем морским путем, – 10-12 суток», – отметил глава национальной железнодорожной компании Украины.
Напомню, катализатором этого решения стал Указ Президента РФ согласно которому международные транзитные автомобильные и железнодорожные перевозки грузов из Украины в Республику Казахстан (читай в Китай) через территорию РФ должны осуществляться через территорию Республики Беларусь и только при условии наличия оборотных талонов и специальных средств идентификации (пломб).
Немного оптимизма
Özsoy Group будет занимается привлечением турецких грузов для поезда «Викинг». Такое сообщение было обнародовано пресс-службой AB “Lietuvos geležinkeliai” (LGk): почти синхронно с переговорами по Новому шелковому пути, а именно 11 января, генеральный директор LGk Стасис Дайлидка и председатель турецкой компании Özsoy Group Оцем Озсой подписали транспортно-экспедиторское соглашение, согласно которому его стороны обязуются организовать железнодорожную перевозку через Литву и другие страны, по территории которых пролегает маршрут поезда «Викинг», осуществлять перевозку опасных, негабаритных и тяжеловесных грузов и предоставлять другие сопутствующие услуги.
Как говорит российский оппозиционер и соавтор проекта «Плохие новости» (интернет-канал «Артподготовка»), Вячеслав Мальцев, «мир рассаживается по окопам». А от себя еще раз повторю тезис, заявленный в заглавии: пришел момент, когда старые пути перемещения рушатся, не в силе более упираться искусственно созданным препятствиям.
Приведу пример. Азербайджан не смог более мирится с невозможностью осуществлять железнодорожные перевозки из Турции и обратно, а Грузия не смерилась с «непреодолимой стеной» со стороны России. И «на пересечении» этих двух «несогласий» с учетом геополитических интересов Китая и Турции возник проект строительства железной дороги Баку – Тбилиси – Карс (БТК).
Как я уже писал в журнале «Работодатель» (№7, 2015 года), когда турецкое правительство планировало коридор Китай – Турция – Европа, в центре которого должна стать БТК, оно не включало в этот проект Иран. Тому был ряд причин, в основе которых была политика, проводимая Исламской Республикой.
С технической точки зрения для включения Ирана в проект Нового шелкового пути необходимо завершить строительство железной дороги Астара — Решт — Казвин. Изначальная цель строительства этого коридора — соединение действующих железных дорог России, Азербайджана и Ирана в рамках международного транспортного коридора «Север — Юг». Но никто не может запретить Ирану с помощью этой дороги присоединится к турецкой версии коридора Китай – Европа и стать последним пазлом в китайской головоломке по организации коридора «Russia-less». Согласитесь, очень заманчивая идея – быть центром грузопотоков в Евразии, и ради нее Ирану всего лишь нужно дружить с Турцией.
Немного реализма
Анализируя все это, у меня возникают опасения, что после завершения строительства БТК все грузы коридора ТРАСЕКА будут перенаправлены с Украины на Турцию. Вот что по этому поводу говорит глава Администрации морских портов Украины в интервью журналу «Украинские железные дороги» (№15, 2014 года) Андрей Амелин: «У нас возможности повлиять напрямую на эту ситуацию нет – это свершившейся факт. С нашей точки зрения, необходимо стабилизировать ситуацию в стране и предложить конкурентоспособные тарифы. Если при этих условиях логистика транспортировки грузов будет в пользу Украины – это и есть ответ на Ваш вопрос».
Не могу не согласиться с такой позицией, и резюмируя ранее изложенное, лишь выскажу завершающий тезис: большие деньги создают новые пути перемещения, давая развитие ранее малоиспользуемым транспортным коридорам, конечные точки превращаются в запятые, а в тренде становится национал-глобализм.