«Регуляторная гильотина» для бизнеса от Оксаны Продан и Виктора Галасюка
13 января 2016 года группа народных депутатов зарегистрировала законопроект №3766 «Об изменении системы регулирования экономики».
Парламентарии указывают, что в связи с невозможностью эффективного реформирования разрешительной системы и отмены регуляторных документов, которые не несут в себе функции защиты потребителей товаров и услуг, а только увеличивают себестоимость производства в Украине, что значительно усложняет условия ведения бизнеса, а их стоимость, иногда, является большей частью цены конечного продукта, необходимо чтобы абсолютно все законодательные акты, регулирующие вопрос получения субъектами предпринимательской деятельности разрешительных документов и/или которыми установлены иные нормы, регулирующие хозяйственную деятельность, спустя 365 дней с момента принятия Закона утратили силу.
На протяжении шести месяцев с момента вступления этого Закона в силу Кабинет Министров будет обязан разработать законопроекты по осуществлению регулирования и выдачи разрешительных документов в соответствии с европейскими нормами и правилами для обеспечения безопасности жизнедеятельности потребителей и защиты права собственности, а также нормативные акты по реформированию органов исполнительной власти на основе просмотра их задач, эффективного распределения функций, полномочий и сфер ответственности для обеспечения максимальной институциональной способности государственного управления.
26 января 2016 года Главное научно-экспертное управление раскритиковало представленный законопроект, сделав вывод о том, что он, по своему содержанию, в основном повторяет одноименный проект №1069 от 31 марта 2015 года, который был отклонен Верховной Радой еще 30 июня 2015 года, и обратило внимание на те замечания и предложения, которые были высказаны в заключении управления №16/3-510/1069 от 6 апреля 2015 года.
Однако, сможет ли Верховная Рада поддержать такие изменения? Какие проблемы привели к необходимости полной ликвидации системы, как разрешительных документов и нормативных актов по регулированию хозяйственной деятельности, так и необходимости реорганизации органов исполнительной власти? Приведет ли это к массовому сокращению чиновнического аппарата? Именно с этими вопросами «Судебно-юридическая газета» обратилась к авторам законопроекта.
Как заявила член Комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики Оксана Продан: «Главная проблема – это правовой хаос и коррупционная практика принятия решений украинскими чиновниками. Выдача разрешительных документов регулируется более чем 90 законами и еще большим количеством подзаконных актов. Приемлемо ли это для страны, которая пытается стимулировать экономическую активность, создать условия для экономического роста? Безусловно, нет. Поэтому, нам нужна полная перезагрузка разрешительной системы, масштабная дерегуляция. Речь идет именно об этом, а не о ликвидации. Вместо старой системы будет новая – прозрачная и простая, построенная на европейских принципах».
В то же время Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк разъяснил предпосылки к принятию законопроекта: «Речь идет не о ликвидации системы регулирования, а об установлении для правительства четкого «дедлайна» перезагрузки регуляторной системы. Сегодня нам рассказывают, что Украина в рейтинге «Doing Business» за год поднялась на 13 позиций. Это огромный успех, особенно на фоне той же Уганды, которая за аналогичный период времени поднялась на 28 позиций, Сербии – на 32 позиции, или даже Таджикистана – на 34 позиции. И здесь дело даже не в «распиаренных» рейтингах, ведь главное – почувствовал ли на себе бизнес изменения в регуляторной среде? Ответ парламентарии получили 30 сентября 2015 года во время проведения парламентских слушаний на тему: «Развитие предпринимательства в Украине и поддержка малого и среднего бизнеса», инициированных Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам промышленной политики и предпринимательства. Одна из самых болезненных тем – искусственные регуляторные барьеры и часто необоснованное незаконное давление контролирующих и силовых органов на добропорядочные предприятия».
«С августа 2014 года по июнь 2015 года в Украине действовал мораторий на проведение проверок предпринимателей контролирующими органами. В результате, за период с января по май 2015 года, по сравнению с первым полугодием 2014 года, количество плановых проверок сократилось в 72 раза – с 233,5 тыс. до 3,2 тыс.; внеплановых в два раза – с 102 тыс. до 51 тыс. проверок. Но это временное облегчение, а не фундаментальное решение проблемы неэффективной регуляторной системы. Одно из главных требований бизнеса – продолжение моратория (с учетом ошибок предыдущего опыта), ведь по факту существенных изменений не произошло – с 51 органа государственного надзора (контроля) было реформировано единицы, а система остается прежней. Кстати, соответствующий законопроект №3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» уже был принят в первом чтении Верховной Радой Украины. Но еще одного моратория после этого (после 2016 года) уже не должно быть. У правительства есть время, чтобы расчистить «авгиевы конюшни» регуляторной системы и запустить новые, некоррупционные контрольные механизмы. Регуляторные механизмы должны заработать в новом режиме, защищая права потребителей и добросовестных предпринимателей, а не создавая бюрократические и коррупционные капканы. Инструментом, вынуждающим к реализации этих планов, должен стать законопроект №3766», – заявил народный депутат.
Как уже отмечалось, схожий законопроект уже был на рассмотрении Парламента, но не получил поддержки. Сможет ли измениться ситуация на этот раз – покажет время. На этот счет высказались и авторы законопроекта.
«Сложно прогнозировать исход голосования, особенно в нынешних политических условиях. Скажу лишь, что я приложу все усилия, чтобы Парламент поддержал законопроект, поскольку изменений правил игры ждут и требуют украинские производители, которые устали бороться с произволом чиновников. Кроме этого, принятие документа предусмотрено Коалиционным соглашением. Парламентская коалиция и Кабинет Министров взяли на себя ответственность за его выполнение, поэтому каких-либо формальных причин не принимать законопроект нет. Другое дело, что есть люди, заинтересованные в сохранении статус-кво. Многих устраивает текущее положение. Понятно, почему. Чем сложнее и запутанней система выдачи разрешений, тем больше можно заработать, торгуя подписями под нужными документами. Поэтому те, кто сидит на теневых потоках, оказывают огромное сопротивление», – отметила Оксана Продан.
Также решительно в отношении своего законопроекта выступает и Виктор Галасюк: «Законопроект №3766 «Об изменении системы регулирования экономики» по своей сути является действительно радикальным. Ведь мы совместно с Оксаной Продан, Александрой Кужель и Оксаной Юринец предлагаем сделать за 365 дней то, что Правительство не сделало за много лет. Главная цель законопроекта – не точечные изменения, а полная перезагрузка регуляторной системы страны через так называемую «регуляторную гильотину». Метод «регуляторной гильотины» является наиболее эффективным и быстрым инструментом по пересмотру нормативно-правовой базы страны и обеспечения эффективной регуляторной среды. Например, применение метода «регуляторной гильотины» в 12 странах мира (в т.ч. Кыргызстане, Молдове, Армении, Южной Корее, Хорватии) помогло сократить и упростить более 25 тыс. нормативно-правовых актов и формальностей, что позволило бизнесу сэкономить более 7 800 000 000 долл. в год. Основная идея законопроекта – не «улучшать» существующую коррупционную разрешительную систему, а заменить ее на качественно новую систему регулирования экономики. Новые регуляторные модели должны быть предложены профильными министерствами по результатам совместной наработки и широкого общественного обсуждения и защиты их перед экспертами, предпринимателями, гражданами. Очевидно, что сопротивление со стороны действующей коррумпированной системы будет сумасшедшее. И, собственно, голосование в Верховной Раде Украины за законопроект №3766 должно стать лакмусовой бумажкой учета Парламентом потребностей предпринимателей и украинских реалий, в которых только радикальные реформы способны реально изменить ситуацию».
«В то же время нам надо понимать, что реформа регуляторной сферы не является панацеей и способна дать ощутимый положительный эффект только в комплексе с эффективной инвестиционной, промышленной, налоговой, кредитно-денежной и другими политиками, настроенными на рост украинской экономики», – подытожил Виктор Галасюк.
В случае принятия Парламентом «новых правил игры» в сфере регулирования хозяйственной деятельности стоит вопрос чиновнического аппарата, который исполняет функции по обеспечению работы этого механизма.
Как пояснила Оксана Продан: «В течение шести месяцев после принятия законопроекта Кабинет Министров обязан внести на рассмотрение Парламента свои предложения относительно того, как будут работать органы исполнительной власти после перезагрузки разрешительной системы. Многое зависит от их содержания. В любом случае, эти вопросы являются прерогативой Правительства. А его задача, как и любого другого Правительства, – не раздувать штат и не сокращать всех подряд, а нанять на работу ровно столько людей, сколько сможет обеспечить нормальную работу система выдачи разрешений. Так или иначе, но по истечении 365 дней старые нормы, в более чем 90 законах, утратят силу. Вместо них будет либо новая, прозрачная и европейская разрешительная система, либо чиновники потеряют работу».
Поддержал такую позицию коллеги и соавтор законопроекта Виктор Галасюк: «Речь не идет о каком-либо массовом механическом, «автоматическом» сокращении чиновнического аппарата. Хотя, действительно, действующая в Украине система государственной службы из-за политической ангажированности, излишней численности и низкого профессионализма работников, а также бюрократизма и коррупционности, скомпрометировала себя и требует немедленного реформирования. В частности, по данным Национального агентства Украины по вопросам государственной службы, по состоянию на начало 2015 года в Украине насчитывается 380 257 государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления (в т.ч. 295 709 государственных служащих и 84 548 должностных лиц местного самоуправления). Из них каждый четвертый работает в системе более 15 лет, а каждый двадцатый – работал на госслужбе еще в советское время. При этом, почти 10% от общего количества государственных служащих вообще не имеют полного высшего образования».
«Первым шагом к реформированию чиновничьего аппарата стало принятие Верховной Радой Украины нового Закона Украины «О государственной службе» – это открытые конкурсы при назначении на государственную службу, повышение ответственности служащих, новая система оплаты труда и т.д. Законопроект №3766 является частью этого комплексного подхода. Но для завершения «пазла» не хватает политической воли у сегодняшней властной верхушки. Выходом из этой ситуации является принятие Верховной Радой Украины Постановления по комплексному проведению под парламентским контролем пересмотра существующих функций и задач органов власти, утверждению новой предельной штатной численности работников, основных профессиональных требований к ним и достойного размера оплаты труда, что, безусловно, приведет и к сокращению чиновничьего аппарата, но обоснованного и взвешенного», – заявил народный депутат.
Мария Мисюра, СУДЕБНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА