Адаптация к реальности: почему инновации в бизнесе должны быть комплексными
Умение строить и перестраивать модели ведения бизнеса под изменяющиеся внешние условия становится важнейшим фактором достижения успеха.
В 1498–1499 годах в экспедиции Васко да Гамы из 170 моряков, отправившихся в Индию, от цинги умерли более 100 человек. Капитан английской Ост-Индской компании Джеймс Ланкастер в 1601 году установил, что три чайные ложки лимонного сока в день уберегают моряков от этой болезни. Профилактическое действие сока цитрусовых подтвердил экспериментально и корабельный врач британского флота Джеймс Линд в 1747-м. Практика регулярного использования цитрусовых в рационе военных моряков получила распространение в 1795 году. А в 1865-м британское Министерство торговли внедрило эту обязательную профилактическую меру на торговых судах дальнего плавания. От первого эксперимента до внедрения прошло 264 года – период внедрения инновации, призванной спасти множество жизней.
Инновация – это идея, объект, процесс, практика или технология, которые воспринимаются как новые. Наше время характеризуется лавинообразным ростом количества инноваций и резким сокращением цикла их внедрения. Многие нововведения возникают и становятся привычными за время жизни одного поколения. Так, первая коммерческая радиостанция появилась в 1920 году, а к 1953-му радио было практически в каждом доме. Сотовый телефон появился в продаже в 1983 году, интернет существует всего лишь с 1993-го.
Долгое время инновации связывались с новыми продуктами – предложениями ценности для клиента, которые основывались на новых технологиях. Широкое распространение получила и практика «обратной инженерии» – разборка существующего продукта на составляющие с последующим созданием собственного. Современные инновации в бизнесе вряд ли возможны без новых технологий и продуктовых инноваций, однако ими не ограничиваются. Способность бизнеса как конкурировать, так и взаимодействовать с клиентами и партнерами все больше определяется тем, насколько инновационными являются бизнес-модели и организационные модели, а не только продукты.
Бизнес-модель можно определить как способ создания ценности для того, кого бизнес выбрал в качестве своего потребителя. Такой способ предполагает как внутренние настройки бизнеса, например сочетание процессов и ресурсов, так и внешние, например созданные партнерские отношения. Поскольку предложение ценности может быть создано разными способами, можно найти такой, который будет уникальным, трудно копируемым и будет наилучшим образом соответствовать потребностям клиента. Бизнес-модель становится важным фактором устойчивого развития бизнеса, а при необходимости – и его трансформации. Поэтому сегодня все чаще говорят об инновационных бизнес-моделях, создавать и копировать которые сложно.
Не менее сложно скопировать организационную модель – способ взаимодействия людей в организации и способ управления организацией с целью создания ценности. Современные организации представляют собой сложные социальные системы, сотканные из поведения сотрудников и управленцев, индивидуального и общего знания, формальных правил и неформальных норм.
Инновации в бизнесе все чаще становятся комплексными, объединяя продукт, бизнес-модель – как способ создания продукта, а также организационную модель – как способ реализации бизнес-модели сотрудниками. От предпринимателей требуется все большее мастерство в создании таких комплексов. Динамичная и труднопредсказуемая экономическая среда делает умение строить и перестраивать модели ведения бизнеса важным фактором адаптации к изменяющимся условиям и достижения успеха в этих условиях. Создание новых композиций моделей различной природы – продуктовых, деловых, организационных – становится повседневной управленческой практикой, а скорость их внедрения – важнейшим фактором инновационного развития бизнеса.
Джерело: forbes.net.ua