Чем украинские власти заменят бизнесу кассу и наличные

Share Button

Все операции, включая формирование отчетов и кассовых чеков, будут проводиться в электронном виде и хранится на защищенных серверах.

В начале октября Верховная Рада голосами 267 депутатов поддержала в первом чтении законопроект 4117 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно либерализации наличных расчетов”. Правда, невзирая на слово “либерализация” в названии документа, вносимые изменения преследуют противоположную цель. После прошлогоднего провала, когда попытка навязать малому бизнесу использование кассовых аппаратов натолкнулась на отчаянное сопротивление, законодатели решили зайти с тыла.

Законопроект, который на минувшей неделе набрал в сессионном зале голосов “с запасом”, может показаться очень смелым и инновационным предложением. Во многом он действительно таковым и является. Но только не в том, что касается его сути. Государство твердо настроено навести порядок в сегменте малого бизнеса, для чего хочет оснастить каждого предпринимателя кассовым аппаратом.

В минувшем году парламенту пришлось сделать шаг назад в этом вопросе и сдаться под натиском протестных настроений малых предпринимателей. Одним из главных аргументов бизнеса была дороговизна аппаратов, сопоставимая в некоторых случаях с месячной выручкой, а также их дефицит на рынке.

На второй вопрос налоговики ответ нашли сразу, позволив бизнесу до августа 2015 г. размышлять о поставщиках оборудования, а вот на первый аргументированного ответа или встречных предложений, вроде программы кредитования, так и не нашлось. Тогда были приняты поправки, согласно которым кассовый аппарат обязаны иметь только те из ФЛП второй и третьей групп, которые превысили по выручке лимит в 1 млн. грн. Те же, кто указанный порог не переступают, пока могут работать без РРО.

В феврале 2016 года группой депутатов был подан проект закона под номером 4117, который был призван лишить аргументации тех из предпринимателей, для которых покупка настоящего кассового аппарата была непосильной ношей. Впервые в истории Украины законодатели признали, что фискальные функции может выполнять не только конкретное опломбированное устройство, но и вообще совершенно любое устройство, оборудованное процессором и стандартными устройствами ввода/вывода.

Очевидное и современное на первый взгляд решение, впрочем, оказалось во многом вынужденной мерой. Без нее сдвинуть процесс детенизации экономики оказалось невозможно.

Что в проекте?

Суть вносимых законом изменений очень проста: с того момента, когда он вступит в силу, фискальные функции в Украине сможет выполнять абсолютно любое устройство. Важно только, чтобы оно имело доступ в интернет и поддерживало соответствующее программное обеспечение.

Другими словами, кассовым аппаратом в Украине может быть признан с равным успехом смартфон и компьютер, планшет и ноутбук и даже “умный телевизор” или “неглупый холодильник” — стоит только установить на устройство нужный софт.

Все операции, включая формирование отчетов и кассовых чеков, будут проводиться в электронном виде и хранится на защищенных серверах. Данные в Налоговую должны будут отправляться в онлайн режиме, а покупатель получит свой документ по запросу из базы данных.

Правда, в законопроекте нет ни слова о самом программном обеспечении. Налоговики в частных беседах признаются, что программа уже есть, но не берутся ответить на вопрос об условиях ее предоставления, платформах, на которых она сможет работать. Сейчас, когда законопроект проходит стадии рассмотрения в Раде, об этом вопросе говорят мало. Но после того, как он будет принят, проблема программного обеспечения станет очень серьезной.

Для того, чтобы хорошая идея не была похоронена под массовыми протестами, оно должно соответствовать нескольким ключевым критериям. Во-первых, подходить под модное слово “кроссплатформенность”. То есть быть таким, которые станет с одинаковым успехом работать на Android устройствах, iPad и iPhone, а также компьютерах под управлением Windows. Во-вторых, плата за его использование, если таковая будет, должна быть близкой к символической. Наконец, очень желательно, чтобы потребитель этого софта имел возможность выбирать между поставщиками.

Соблюдение этих условий необходимо, но возможно оно лишь в одном случае. Государство должно позволить сторонним разработчикам принять участие в написании программного обеспечения. Знаменитая конкуренция сделает все наилучшим образом. В программах будет и удобство, и поддержка разных устройств и даже адекватная цена. А главное — будет выбор. Но сможет ли государство решиться на такой путь? Ответ совсем неочевиден, уж слишком тонкой материей является налогообложение.

Миллион

Законопроект не содержит в себе никаких условий, касательно отмены введенного в прошлом году лимита. Если опираться только на текст документа, предприниматели, чей оборот не превышает одного миллиона гривен, и впредь смогут обходиться без кассового аппарата. Вот только надолго ли.

Вся затея с оснащением кассовыми аппаратами малого бизнеса преследует цель детенизации экономики и активно лоббируется Международным валютным фондом. Нет никаких сомнений, что со временем порог будет понижен, а может и не один раз. В конечном итоге государство будет стремиться к безусловному использованию малым бизнесом РРО.

В стороне могут остаться только мелкие рыночные торговцы, да поставщики мелких бытовых услуг, вроде ремонта обуви.

Причем произойдет это довольно скоро. Как только новые правила перейдут из статуса сенсации в разряд общепринятых, лимит будет снижен или даже полностью упразднен. А право работать без кассового аппарата останется только за представителями ФЛП первой группы.

Кроме прочего, принятие таких мер отлично ложится в концепцию экономики Cashless. Неподконтрольные НБУ 280 млрд. гривен на руках у населения не могу не беспокоить государство. В соседней Польше в 2014 году соотношение наличных денег к ВВП составляло 7,5%, тогда как в Украине в том же году аналогичный показатель установил новый рекорд: 18,1%. В 2015 году он снизился до 14,6%. Но не за счет уменьшения объема наличных, а благодаря падению ВВП.

Добиться перехода к модели Cashless одними только “пряниками” государство не сможет, хотя стоит признать, что без них эффективность “кнута” будет невысока. Примечательно, что в законопроекте потенциально заложен отличный компромисс между двумя методиками воздействия. С одной стороны, государство получает желаемый контроль над потоками малого бизнеса, с другой, — предоставляет механизм для удобного и современного выполнения требований. Вопрос лишь за корректной реализацией.

Требование использовать РРО в своей работе, кроме прочего, означает, что предприниматель будет обязан вносить выручку на банковский счет, чтобы не превысить лимит кассовых остатков. И те из предпринимателей, которые столкнуться с этой необходимостью быстро сориентируются, что гораздо проще и безопасней вообще не связываться с наличными. Конечно, полностью их избежать они не смогут, но желания принимать оплату в электронном виде станет много больше.

Впрочем, полностью решить вопрос “серых” операций не сможет даже полный перевод малого бизнеса на кассовые аппараты. Потому что украинцы хорошо знакомы с расчетами “мимо кассы” еще с советских времен. И бороться с этим навыком заградительными мерами почти бесполезно.

Здесь уместно вспомнить опыт Грузии, где проблему в 2012 году решили очень элегантно. Грузинские власти не стали тратить деньги на социальную рекламу или создание каких-либо ревизионных органов, а запустили национальную лотерею. Каждый без исключения чек кассового аппарата мог выиграть от $6 до $30 тыс. Это простое решение почти мгновенно привело к изменению привычек граждан Грузии: едва ли не каждый житель страны стал требовать от продавца кассовый чек.

Джерело: ubr.ua

Коментарі