ПОДНЯТЬ ЭКОНОМИКУ С КОЛЕН
Предприниматели, промышленники, представители гражданского сектора и общественных организаций должны консолидировать свои усилия и сообща проводить активный диалог с властью, чтобы вывести Украину на новый уровень экономического развития, — убежден народный депутат Украины, экс-губернатор Донецкой области Сергей ТАРУТА.
Социологические опросы свидетельствуют о росте недовольства в обществе. Понятно — нужно развивать экономику. Руководство страны задается вопросом: как выжить и удержаться? В итоге, выбрали наиболее легкий из путей — просить деньги на Западе. Такая политика, по мнению экспертов, приведет к дефолту и банкротству Украины. Очевидно, необходимы консолидированные действия бизнеса, которые власть услышит.
Продолжается война на Донбассе. А это означает — 240 тыс. человек, которые уже были в АТО, из них 15% это те, кто имеет возможность во время социальных протестов приносить с собой оружие, усугубляя ситуацию. Поэтому время для выработки антикризисных мер ограничено.
Антикризисные мероприятия общественности тонут в правительственных кабинетах. Сегодня гражданскому обществу очень важно наладить активный диалог с новым правительством Владимира Гройсмана. Да, это, если смотреть со стороны, получается, но темпы диалога не обеспечивают меры по нейтрализации угроз, которые стоят перед Украиной.
Недавно коллеги-политики (в числе которых был и я) в неформальной обстановке встречались со спикером польского Сейма, который с нескрываемой грустью сказал: «Я поражаюсь Украине. Мы очень хотим вам помочь, но когда вы назначаете на пост министра инфраструктуры человека, в отношении которого в Польше открыто и расследуется уголовное дело, — это вызывает недоумение». Депутаты, представляющие оппозиционную часть сессионного зала ВР, возмущаются: действительно, как при таких подходах в стране может что-то меняться в лучшую сторону. Кадровый нигилизм, безусловно, толкает наше государство в пропасть. Именно поэтому гражданские активисты, представители различных общественных организаций бьют в набат, заявляя о необходимости за очень короткий промежуток времени выработать четкие инструменты влияния на власть.
Что в подобной ситуации делали в Польше? Промышленники, предприниматели, учителя, врачи, да все — объединялись. И если власть не воспринимала простого диалога, организовывались массовые протесты и забастовки. Это именно те инструменты, которых власть реально боится. У нашей власти сегодня есть все возможности, имея коалицию и желание, очень многое изменить в стране. Пока что такого не наблюдается. Произойдет это, по прогнозам социологов, когда будет выработан более жесткий инструмент диалога общественности с властью.
За последний год произошла очень сильная консолидация собственников бизнеса, промышленников и т. д. Это свидетельствует о том, что все понимают угрозы, стоящие перед каждым. Сегодня все стараются выживать сами по себе, особенно это касается олигархических компаний. Они еще не поняли: спасая себя и не спасая страну, они пойдут ко дну вместе с Украиной и первыми будут ответственны за это. Но если говорить в целом, то в крупном бизнесе происходит консолидация. «Что нам делать, чтобы нас не только услышали, но и прислушались, и мы могли вместе изменить страну?» — это главный вопрос, который представители крупного бизнеса адресуют власти. Поэтому должен быть диалог, а не монолог.
Как стало известно: представители крупного бизнеса договорились сконцентрироваться вокруг двух принципиальных вопросов. Первый — о новой Конституции, поскольку без изменений Основного Закона существенно ничего не удастся изменить. Второй вопрос — экономическая программа.
По оценкам специалистов, экономическая программа должна предусматривать минимум 10%-й рост экономики для того, чтобы рассчитываться по уже существующим долгам. Другой сценарий попросту отсутствует.
Представители крупного бизнеса разработали доктрину экономического роста, согласно которой до 2030 г. предусмотрен рост ВВП минимум в пять раз. На первом этапе наиболее важное — модернизация всей промышленности, ведь нет стран, которые совершили бы экономический скачок без реиндустриализации. Поэтому промышленность, совместно с наукой и образованием, с помощью новых технологий намереваются дать главный импульс к развитию Украины.
В последнее время, в ходе различных антикризисных форумов, звучали главные претензии инвесторов к Украине. На первом, «почетном», месте — Национальный банк, на втором — война, на третьем — коррупция, а на четвертом — фискальная и судебная системы. Несмотря на это, все обращения депутатов по реальным злоупотреблениям, нарушениям со стороны НБУ, игнорируются. А ведь синхронно с очищением банковской системы происходит ее уничтожение. Это признают банкиры, эксперты и вкладчики. Единственный результат, которого группе парламентариев удалось добиться за короткое время, — формирование Совета НБУ. От этого «отмораживались» восемь месяцев, но за две недели активных действий депутатов совет таки был сформирован.
На днях, кстати, прошел обыск у заместителя главы Нацбанка госпожи Гонтаревой. И это будет продолжаться, потому что суммарный негативный экономический эффект от деятельности НБУ, по подсчетам специалистов, составляет около 1 трлн. Грн.! Почему Запад воспринимал политику НБУ? Потому, что они считали, что проводится реальное очищение системы. Но вопрос заключается в том, как оно проводится. Нужно было бы действовать так, чтобы ни один вкладчик не пострадал, как это происходило во время кризиса в США и Англии.
Основная часть денег чиновников находится в «кэше». Это означает, что они не доверяют банковской системе. Так как в таком случае ей могут доверять инвесторы?! Как в таких условиях может развиваться бизнес, особенно малый и средний?!
Очень важно, чтобы на руководящую должность в Нацбанк пришел не политический представитель. Бизнес, инвесторы и вкладчики будут доверять банковской системе только тогда, когда его руководитель будет назначен исключительно по профессиональному критерию.
По оценкам экспертов, сегодня от 60-80 млрд дол. США находится в тени. Эти колоссальные средства не работают на экономику Украины. И не надо быть великим специалистом, чтобы понимать: без благоприятного инвестиционного климата эта страна не выживет.