Как в Украине будут вводить новый налог: все нюансы

Share Button

Для налога на выведенный капитал, который собираются внедрять в Украине, решили не писать новый закон с нуля. Экономисты смогли убедить чиновников оттолкнуться от достаточно либерального законопроекта №3357, и просто его доработать. Так выписать нормы, чтобы они не имели двойного толкования, особенно налоговиками

«Для этого каждую норму проекта читают сами налоговики и дают свою трактовку. А мы совместно переписываем их так, чтобы все было однозначно», — рассказала глава Комитетов по налоговой политике общественных советов Минфина и ГФС Татьяна Шевцова.

Главная идея налога на выведенный капитал не меняется: прибыль, полученная предприятием, не облагается налогом до тех пор, пока она не выплачивается собственникам в форме дивидендов и приравненных к ним платежей.

Национальный совет реформ еще 25 октября 2016 года утвердил решение о введении этого налога вместо действующего налога на прибыль с 1 января 2018. Но только в марте 2017-го в Минфине начала работу группа по наработке проекта соответствующего закона.
Формально он должен быть принят до 1 июля 2017 года, за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода.

Основные положения

Вместо ныне действующей ставки налога на прибыль в 18% предлагается ввести ставку в 15% с операций по выводу капитала напрямую собственникам (дивиденды и прочие прямые выплаты в денежной и натуральной форме, даже если они не оформлены как дивиденды). А также 20% — с операций, которые приравниваются к выводу капитала, и для доначислений.

Тем самым предлагается поощрять предприятия не маскировать вывод капитала под различные проценты и роялти офшорным нерезидентам — тогда придется платить 20%. Если же официально платить дивиденды, то ставка будет на 5% ниже.

Налог на выведенный капитал главным образом касается выплаты дивидендов.

«Если при определении финрезультата компании могут быть спорные моменты, что включать в расходы, а что нет, то здесь имеем дело только с конкретной суммой, которую предприятие хочет выплатить в виде дивидендов. Тут уже не сработают никакие фантазии налоговиков», — заверила Шевцова.

Не секрет, что налоговики, копаясь в учете налоговых доходов и расходов пытаются искусственно увеличить базу обложения налогом на прибыль, постоянно ставя под сомнение сам финрезультат компаний. А предприятия — ищут возможности минимизировать свои потери.

«Примерно 30% доначислений связаны с дополнительными корректировками по налогу на прибыль. Что не является прибылью и объектом налогообложения, исходя из разумных соображений», — пояснила Шевцова.

Это не значит, что отменяются правила финансового учета (расходов и доходов). Они прежде всего нужны самим предприятиям. Но не будет нужды копаться в формировании финрезультата и у предприятий нет необходимости занижать его, а значит, финансовая отчетность бизнеса может стать более прозрачной и привлекательной для инвесторов и банков. Плюс повышается капитализация компаний.

Методы стимулирования

Налог на выведенный капитал предполагает взимание налога при выплате дивидендов, платежах в офшорные зоны, выплате процентов нерезидентам, а при определенных условиях делает прямым объектом налогообложения часть выплат пассивных доходов.

Например, предлагается ограничить выплаты роялти по правилам ограничения 6% от чистого дохода, полученного за прошлый год. Размер перечислений на благотворительность также ограничивается 0,5% от дохода прошлого года.

Есть конечный перечень операций, подлежащих налогообложению. Именно сужение контроля до операций только между плательщиками налога на выведенный капитал и неплательщиками позволяет успешно реформировать ГФС и сократить репрессивный аппарат.

Например, сейчас существует немало административных обжалований и судебных разбирательств касательно определения вида финансовой помощи — возвратная она или безвозвратная. Поэтому финансовую помощь предлагается не разделять на безвозвратную и возвратную.

«Мы уходим от разделения и просто будем облагать налогом финпомощь, если в течение года она не возвращена. С правом на уменьшение налога на выведенный капитал, когда такая помощь все-таки возвращается. Но основной момент — предоставление такой помощи рассматривается только в случаях ее выплаты неплательщикам налога на выведенный капитал», — уточнила Шевцова.

Напомним, плательщики налога — юрлица-резиденты и постоянные представительства нерезидентов. Чтобы работать с нерезидентами в Украине, юрлицо обязано удостовериться, что нерезидент открыл здесь постоянное представительство.

Но это не всегда удобно для самих нерезидентов. Поэтому устанавливаются прямые критерии — какие представительства или квазипредставительства, которые не подпадают под определение постоянного представительства нерезидента, подлежат регистрации плательщиком на выведенный капитал.

«Это сдача в аренду имущества или продажа недвижимости в Украине. Осуществление долгосрочных контрактов или регистрация как плательщиков НДС. Предоставление брокерских, коммерческих и агентских услуг резидентам за исключением купли-продажи товаров за пределами Украины. А также осуществление операций по отчуждению ценных бумаг, деривативов и корпоративных прав, эмитированных украинскими резидентами», — рассказала Шевцова.

Как утверждают представители ГФС, уже найден механизм, как можно стать плательщиком налога на выведенный без регистрации представительства.

Внедряются также новые объекты налогообложения. Например, изменения, связанные с правилами трансфертного ценообразования. Корректировки в части ТЦО также являются базой для обложения налогом на выведенный капитал. Минфин и ГФС соглашаются, что надо правильно выписать нормы, каким образом будет определяться такой объект налогообложения. Но общий принцип, что этот объект налогообложения будет сохранен.

Камни преткновения

Контроль за операциями вывода капитала из страны, по идее, должен создать равные условия налогообложения для всех плательщиков. Считается, что после замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал бизнес полностью выйдет из «тени» и перестанет использовать разного рода схемы.

«Однако есть предприниматели, которые считают, что работать с наличкой и не платить налогов вовсе — лучше, чем необходимость однажды в будущем заплатить налог на вывод капитала при распределении прибыли», — рассказал старший юрист компании Avellum Вадим Медведев

С одной стороны, мировые тенденции налогового регулирования (и в Украине в том числе) побуждают бизнес так не поступать. Но риски сокращения доходов бюджета остаются существенными.

«Сейчас государство ведет борьбу с упрощенцами. Им надо дать другие мотивы для честной работы. Я не согласна, что не хотят платить. Им нужны понятные и простые правила и понятный объект обложения налогом», — рассказала Татьяна Шевцова.

Налог на выведенный капитал существенно упростит общую систему налогообложения и отпадет потребность в упрощенной системе налогообложения как таковой.

Но есть проблема с уплатой НДС. Ведь нынешняя 3-я группа единого налога со ставкой 5% без НДС — это единственный выход для бизнеса в сфере услуг, консалтинга и ИТ, где НДС превращается в 20% с оборота из-за отсутствия входящего налога.

Поэтому в дополнение к налогу на выведенный капитал предлагается изменить норму об обязательной регистрации плательщиком НДС. Поднятие до уровня 1600 минимальных зарплат предела для обязательной регистрации плательщиком НДС, то есть предельного уровня годового дохода упрощенцев третьей группы (5 млн грн) создаст условия для спокойного, а не вынужденного перехода упрощенцев на общую систему налогообложения.

Есть также проблема переплат по налогу на прибыль.

«В прошлом году Украина собрала 60 млрд грн налога на прибыль, из которых 20 млрд грн — переплата. Главный вопрос, который задает нам бизнес: как будут возвращать эти переплаты после принятия новой модели налогообложения», — рассказала Шевцова.

Один из вариантов решения проблемы — возможность зачета накопившихся переплат по налогу на прибыль в счет уплаты налога на выведенный капитал.

Пока нерешенной остается проблема дискриминации украинских инвестиций за границу.

«Если украинская компания захочет вложить средства в создание дочернего предприятия (в Польше, Чехии, Турции или ОАЭ и т.д.), то эта инвестиция будет облагаться налогом на выведенный капитал. Пока по неизвестной ставке», — рассказал Вадим Медведев.

Понятно, что эта норма имеет целью воспрепятствовать выводу капитала под видом инвестиций в офшоры под видом инвестиций и дальше распределить доход без обложения налогом. Однако, возникают вопросы, насколько выгодно будет украинскому бизнесу проводить экспансию на другие рынки в таких условиях.

«Например, из иностранного холдинга будет проще инвестировать деньги в другие страны, где нужно развивать бизнес. А для этого нужно распределить капитал в материнской компании. То есть, мы не создаем нормальный режим для ведения бизнеса из Украины», — говорит юрист.

Еще одна нерешенная проблема — фактически администрированием налога будет заниматься банковские учреждения. Они будут собирать информацию о платежах предприятий в пользу неплательщиков такого налога.

Как только случится полная валютная либерализация и юрлица смогут свободно отрывать счета за границей, такая модель администрирования налога станет полностью непригодной. И даже внешняя торговля может стать проблемной, так как деньги не возвращаются в Украину и должны облагаться налогом.

«Эти все моменты нужно хорошо отрегулировать, чтобы модель налога на выведенный капитал смогла нормально работать в международной среде», — считает Вадим Медведев.

Источник: http://ubr.ua/

Коментарі