7 принципов выживания и развития бизнесмена

Share Button

Роман Романчук пришел в сеть “Сушия” в 2008 году на позицию консультанта по бизнес-процессам. Уже через год возглавил компанию. Тогда”Сушия” включала 9 ресторанов, в которых работали 150 сотрудников.Сегодня “Сушия” – самая крупная сеть ресторанов японской кухни в Украине, насчитывающая 40 заведений в 12 городах, а количество сотрудников компании с 2008 года выросло в десять раз. Роман Романчук рассказывает о том, как в ежедневной гонке за результатом не забыть о самом главном.

У каждого из нас есть некий свод ценностей, призма, сквозь которую мы смотрим на мир и с ним взаимодействуем. Кто-то чувствует это интуитивно, оперируя понятиями “хорошо – плохо”, “приемлемо – неприемлемо”, а кто-то формирует для себя определенный топ ключевых принципов. Я за второй вариант – структурирование очень помогает во всех сферах. За каждым моим принципом стоит самоанализ и работа над собой: все это на определенном этапе жизни я пропустил через себя. Безусловно, это не универсальный кодекс, но я надеюсь, что для кого-то он станет отправной точкой для создания собственных правил – это полезная практика для жизни вообще и для ее деловой составляющей в частности. Итак…

Умение остановиться и посмотреть на себя со стороны

Путь к этому принципу не был простым. На первых этапах становления карьеры задачи я ставил достаточно узко, а критерием оценки было “сделано – хорошо, не сделано – плохо”. Мне важен был результат любой ценой, я хотел “быстрее, выше, сильнее” – такой вот глубокий перфекционизм. Но бизнес – это сложное сплетение различных процессов, множества факторов и влияния людей. Просто погоня за результатом с минимальной долей анализа – опасный путь для дела, для людей и для себя.

Спасло меня, мою карьеру и окружающих волевое усилие – остановиться и посмотреть на себя со стороны. Это помогло пересмотреть стиль руководства, отказаться от системы черного и белого и взять за правило обязательно оценивать собственные действия. Теперь есть своего рода внутренняя лаборатория, в которой идет постоянный анализ собственных решений. Нами часто руководят эмоции, и это не всегда плохо. Просто нужно уметь в себе это заметить и понимать, что руководит вами в каждый конкретный момент. Это здорово помогает видеть объективную картину.

Неравнозначность доверия и делегирования (и безусловная важность обоих)

К доверию я отношусь очень трепетно. Если доверяют вам, то это своего рода возложенное на вас обязательство. Если доверяете вы, это кредит, просто с разной историей и количеством подкрепляющих “справок”. Я считаю, что построить большой бизнес без доверия невозможно. Нет доверия – ты должен постоянно все перепроверять. Чем больший масштаб деятельности, тем это менее реально: значит, ты больше ничем не занимаешься, не развиваешь бизнес, а только проверяешь. А каждого все равно проверить невозможно. Другой вопрос, по каким критериям вы формируете круг доверия. Обозначьте для себя ряд маркеров и ориентируйтесь по ним – будь то измеримые критерии оценки личности или интуиция. Да, вы будете ошибаться, но это значит, что нужно корректировать свою матрицу доверия, а не исключать эту опцию вовсе.

Что же касается делегирования, то тут важна аналитическая составляющая. Делегирование – это осознанное действие, суть которого не сводится к банальной передаче какого-то куска работы и ответственности. Это будет ошибкой. Вы должны проанализировать ситуацию и человека, которому собираетесь передавать полномочия. Такой анализ включает компетенцию (реальную, а не заявленную в CV), созвучность ваших ожиданий, готовность человека и мотивацию – опять-таки, реальную, а не декларируемую. Доверие же является одним из критериев успешного делегирования. Подчеркну – “одним из”, а не автоматической гарантией.

Умение слушать и слышать

Без умения слушать далеко не уйти – это универсальное правило, которое в бизнесе проявляется очень четко. Вопрос заключается, скорее, не в том, слушать/слышать или нет, а в том, кого или что именно вы будете слушать и почему. Даже Стив Джобс, нетерпимый к иным мнениям и всегда поступавший по-своему, отлично понимал психологию поведения потребителя, что нужно потенциальным пользователям Apple, что они воспринимают и какие задачи хотят решать – даже если сами еще об этом не знают. Эта связь с внешним миром и есть способность слышать других. Безусловная самоуверенность во всем опасна, наступать на “горло” собственной песне необходимо. Это особенно сложно, когда ты уже неоднократно проходил какой-то кейс и все о нем знаешь, а тебе пытаются навязать новую модель, которая – уверен – не работает. Мудрость же заключается в том, чтобы пересилить себя и все-таки выслушать. Как минимум, ты поймешь, заблуждается человек или ему не хватает компетенции, придешь к каким-то выводам о нем и ситуации в целом. Как максимум – найдется новое решение, о котором не подозревал. Ну а в самом крайнем случае просто потренируешь собственные навыки эффективного слушания – иногда тоже полезно.

Постоянные инвестиции в себя

Процесс развития должен быть непрерывным. Остановились – уже регресс. Всегда найдутся отговорки: много дел, нет времени, устал. Но если не взять этот процесс под контроль, времени не найдется никогда. Когда есть столько источников и направлений для постоянного развития, самой технически сложной инвестицией становится время. Следующая задача – расстановка приоритетов: что именно вам нужно получить в результате ваших инвестиций. Затем вы определяете метод. Первую задачу – со временем – я для себя решил: несколько часов в неделю я посвящаю саморазвитию, чего бы мне это ни стоило. Все расписание я делю на 4 категории: работа, социальные проекты, личное – семья и друзья – и саморазвитие. Каждая категория имеет свой цвет в календаре – я действительно маркирую дни и планирую, когда и сколько времени уделять каждой из сфер. Со второй задачей я следую такой схеме: анализирую себя, определяю качество, которое считаю необходимым развивать, и целенаправленно ищу для этого пути. Опираясь на мнения авторитетных для меня людей, я подбираю литературу, воркшопы, практики. И работаю, работаю. Учиться мне всегда хочется значительно больше, чем я успеваю физически, – даже с раскрашенным календарем.

Фейс-контроль мыслей, или Голова – не проходной двор

Не так давно я посещал одно из мероприятий Львовской бизнес-школы. Мы в течение трех дней ездили общаться со священниками и монахами. Один из этих святых отцов учится в бизнес-школе – как ни странно это было осознавать, но управление церковью не особо отличается от других управленческих сфер. По сути, ему приходится решать те же вопросы, что и людям бизнеса, и он это осознает. Он очень четко сформулировал универсальную мудрость жизни – идет ли речь о бизнесе или о гармоничном бытие праведного человека. И заключается она в том, что расти, развиваться, быть хорошим человеком можно только при условии, что вы навели порядок в собственной голове. Это не всегда просто (а иногда дико сложно), но если в голове бардак, даже не думайте, что у вас может получиться что-то хорошее.

Мысли контролировать сложно, но к этому нужно стремиться, поскольку качество наших мыслей определяет качество нашей жизни. Нужно учиться абстрагироваться, отделять то, на что ты можешь влиять, от того, на что не можешь, а иногда просто слушать тишину. Это очень помогает и в принятии решений, и просто в принятии – мира и себя в нем.

Способность связать ценности с целями

Начинать нужно с определения своих истинных ценностей. Вот, например, что для вас работа: призвание, способ себя развивать, самореализация, деньги? Нет правильного ответа, есть ваш. Даже если вы определили для себя работу только как деньги, и вроде бы это не очень хорошо – вы для себя решили именно так. И когда вы формируете свои цели уже через эту призму, они будут значительно эффективнее в плане реализации. Честность к себе всегда продуктивна. И так по всем направлениям жизни: нужно определить, чего вы от каждого из них хотите, и исходя из этого задавать цели. Тогда получаются хорошие логичные связки “ценность – цель – метод”. Они комфортны, качественно наполняют жизнь, и вам не приходится ломать себя и биться над тем, что в принципе противно вашей природе. Кроме того, такой подход порой приводит к неординарным выводам при формулировке целей.

Важность внутренней целостности

Баланс – эта самая целостность – является критически важным для гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Как только тобой завладевает внутреннее беспокойство – проблемы начинаются во всех сферах. Ты сам становишься источником проблем. Это особенно опасно для тех, кто имеет власть, кто руководит, кто так или иначе влияет на людей. Внутренняя балансировка имеет прямую корреляцию с внешним миром, она влияет на твое поведение, язык, поступки, отношения с людьми, принимаемые решения. Дисбаланс внутренних ценностей не даст тебе создать что-то хорошее, настоящее, целостное. Если вокруг все не так, посмотри на себя, в себя – а не ты ли проблема? С той ли позиции ты смотришь, то ли слышишь, правильные ли задаешь вопросы – об этом нужно сначала спросить себя. И очень постараться услышать правдивый ответ. Со своим внутренним миром нужно постоянно работать – это обязательная внутренняя гигиена. Только так можно создавать что-то действительно стоящее – в любых масштабах.

Автор – Роман Романчук, генеральный директор сети ресторанов “Сушия”

ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net

Коментарі