Бизнес-омбудсмен рассказал, кто мешал предпринеметелям в 2015-м
С каждым кварталом предприниматели все активнее жалуются на госорганы. “Лидеры” не меняются – больше всего претензий к ГФС и прокуратуре.
С мая прошлого года в Украине действует Совет бизнес-омбудсмена: новый для страны орган, призванный защищать права бизнеса в спорах с госорганами. В отличие от разнообразных профильных объединений и бизнес-ассоциаций, Совет не ставит своей целью безусловное лоббирование интересов предпринимателей, а призван объективно рассматривать претензии бизнеса и устранять предпосылки их возникновения. “Да, мы не лоббисты в плохом смысле этого слова, – подтверждает бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета. – Мы нейтрально подходим к каждому обращению и не будем защищать бизнес в ущерб государству”. Как говорит Шемета, именно такая принципиальная позиция очень помогает наладить взаимодействие с госорганами. Например, с ГФС Совет подписал меморандум, и устранять нарушения стало гораздо проще. В то же время остаются ведомства, крайне неохотно идущие на контакт с защитниками бизнеса: к примеру, прокуратура продолжает игнорировать обращения и рекомендации Совета.
Новый и непривычный для украинцев инструмент постепенно завоевывает доверие предпринимателей – с каждым кварталом количество обращений в Совет растет. Если за первые три месяца работы поступило 172 жалобы, то во втором квартале минувшего года уже 197, а в октябре-декабре – 216. Всего за год Совет получил 585 дел. Примерно треть жалоб отклоняется – всего за 2015-й отклонено 197 обращений (33,7%). Основная причина отказа: предмет жалобы не отвечает компетенции Совета, не использовалось административное обжалование, превышены сроки давности или дело уже рассматривается в суде.
С каждым кварталом увеличивалось и количество закрытых дел. Если в первые три месяца работы Совета было рассмотрено всего 5 обращений, что и неудивительно, то во вторые – уже 40, а в третьи – сразу 119. Всего за год успешно закрыто 164 жалобы.
Прямой экономический эффект от работы Совета бизнес-омбудсмена, по словам Альгирдаса Шеметы, составил 2,3 млрд грн: 2 млрд грн удалось вернуть бизнесу в качестве возмещения за выплату зарплаты сотрудникам, призванным на военную службу, 300 млн грн – возмещение просроченного НДС. Кроме того, офис выдал 131 (из них в октябре-ноябре – 98) рекомендацию различным госорганам, и 81% из них уже выполнены.
К сожалению, тематика жалоб остается неизменной, и лидеры антирейтинга самых проблемных ведомств не меняются месяц за месяцем. И возглавляет его 9 месяцев подряд Государственная фискальная служба, причем доля жалоб на ГФС квартал от квартала растет. В мае-июне на ГФС жаловались 30% обратившихся, в июле-сентябре – 42%, в последние три месяца 2015-го – уже более 50%. Остальные значительно отстают, хотя суммарное количество жалоб на действия правоохранительных органов (МВД, СБУ, прокуратура) позволяет им уверенно держаться на втором месте. Третье “поделили” Минюст и органы местной власти.
В четвертом квартале прошлого года резко сократилась доля обращений по поводу превышения должностных полномочий налоговыми инспекторами при проверках: сразу с 16% (в третьем квартале) до всего 4% (в четвертом). То есть в данном случае можно признать успехи ГФС в контроле над собственными сотрудниками. Зато практически неизменным осталось количество жалоб на несвоевременное возмещение НДС – 24 в июле-сентябре и 22 в завершающие три месяца года. В отношении прокуратуры, МВД и СБУ в основном жалуются на необоснованно возбужденные уголовные дела, на незаконный отказ в возбуждении УД, затягивание и злоупотребления при расследованиях.
Не меняется и география жалоб – самым активным традиционно остается Киев: за год от киевлян в Совет поступило 247 обращений, то есть больше половины. Далее по активности следует Харьковская (48 жалоб), Киевская (37) и Днепропетровская (36) области. Остальные обращались за защитой своих интересов значительно реже, к примеру, на пятом месте идет Запорожская область с 21 жалобой за год. “Я регулярно посещаю различные регионы Украины, например, в 2015-м побывал в девяти областях, и объясняю суть и возможности бизнес-омбудсмена, – рассказывает Альгирдас Шемета. – Низкое количество обращений из ряда областей, таких как Черновицкая, Хмельницкая, Ровенская, вряд ли связано с тем, что там идеальные условия ведения бизнеса. Скорее, с неосведомленностью предпринимателей о функциях и возможностях Совета. Будем эту ситуацию исправлять”.
Украинский бизнес постепенно привыкает бороться за свои права и интересы, используя для этого не только профильные ассоциации, но и весь доступный инструментарий. Поскольку доверие к судебной системе на нуле, часто обращения к служителям Фемиды не дают нужного эффекта. Административное обжалование также не всегда дает результат: чиновники привыкли выгораживать своих, и зарвавшиеся бюрократы часто отделываются символическим порицанием. Нельзя сказать, что бизнес-омбудсмен в состоянии добиться увольнения нерадивых госслужащих – так, за год всего одного чиновника уволили после обращения Совета, но вынудить их выполнять свои прямые обязанности у него возможностей больше.
Иван Зайцев
ЛIГАБiзнесIнформ
Информационное агентство
www.liga.net