Честное-бизнесовое: что украинские предприниматели вкладывают в понятие “честный бизнес”
1-го февраля группа украинских предпринимателей во главе с Сергеем Тарутой опубликовали декларацию, в которой призвали создавать равные условия для развития и прозрачно вести бизнес. Delo.UA поинтересовалось у членов “Украинской бизнес инициативы”, что конкретно они вкладывают в задекларированное ими понятие “вести бизнес честно”.
Борис Шестопалов, руководитель группы компаний “Хлебодар”:
Для того, чтобы бизнес был честным и прозрачным, должен существовать набор социально-общественных договоров. Первый и главный — это глобальный договор между бизнесом (не в виде одного предприятия, а в виде всего бизнес-сообщества) и государством. Оба участника этого договора должны придерживаться взятых на себя обязательств и не менять их в процессе жизнедеятельности в зависимости от “выгодности/невыгодности” этих обязательств. Пересмотр этих обязательств возможен, но в рамках формирования дополнительного соглашения к этому большому договору. Этот договор включает в себя всю совокупность взаимоотношений между бизнес-сообществом и государством и регламентируется налоговым кодексом, постановлением, регламентирующими документами. Поэтому когда мы говорим о честном и прозрачном ведении бизнеса, то мы предполагаем, что два участника этого договора, а именно государство с одной стороны и бизнес сообщество с другой, выполняют взятые на себя обязательства. Бизнес осуществляет выпуск продукции и оказания услуг, сопровождая это необходимым набором платежей за право работать на территории, а государство в свою очередь эффективно использует эти средства для создания надлежащей среды ведения бизнеса.
Второй важный договор — это социальный договор между бизнесом и обществом, который по сути представляют во всех видах работники предприятий, ведь с одной стороны — мы граждане государства, а с другой — работники предприятий. И в данном случае надо говорить не только об одном договоре, а о цепочке договоров, в которой участвуют три стороны: гражданское общество (мы с вами как граждане), бизнес сообщества во всех его проявлениях (от частного малого до крупных монопольных корпораций) и государства (президент, правительство).
Уверен, что только лишь при условии безукоризненного выполнения всеми участниками взятых на себя обязательств можно будет говорить о прозрачном ведении бизнеса в стране. Например, государство обязуется возмещать излишнюю часть налога на добавочную стоимость, а предприятия обязуются честно и своевременно осуществлять уплату этого налога. Частные лица обязуются платить налоги с заработной платы, а государство обязуется эффективно использовать полученные налоги для создания инфраструктуры, здравоохранения и образования”.
Цой Владимир, президент компании MTI:
“Честное и прозрачное ведение бизнеса я понимаю прежде всего как ведение бизнеса с уплатой всех налогов в соответствии с текущим законодательством. Это необходимо не только потому, что это одно из важнейших условий с точки зрения стратегии ведения бизнеса в долгосрочной перспективе, но также и потому, что именно в данном формате появляется возможность для позиционирования себя как полноценных участников формирования нового общественного договора между бизнесом, властью и обществом. Мы должны способствовать тому, чтобы и власть, и гражданское общество научились уважать бизнес, стимулировать его развитие, учитывать его интересы при формировании экономической стратегии государства.
Ведение бизнеса с уплатой всех налогов в нашей стране возможно, и этому есть масса доказательств. К сожалению, это не говорит о том, что текущая бизнес-среда благоприятна для развития бизнеса и тем более привлечения инвестиций в нашу страну. Успешный и честный бизнес это явление вопреки, а не благодаря той экономической политике, которая проводится государством”.
Бодаев Вадим, директор компании “SigmaBleyzer”:
Для нас это означает ведение бизнеса по европейским стандартам и создание равных условий рынка для всех представителей.
Понимая все кризисные проблемы, которые происходят сейчас у нас в стране, мы считаем, что надо объединиться всем бизнесменам, которые хотели бы работать, вести и развивать свой бизнес в этой стране. Но для этого нам нужны прозрачные единые условия для всех. Чтобы не было, например, некоторым привилегий в части налогообложения, а все действовали по одним правилам. Иными словами, нам необходима полная имплементация европейских стандартов ведения бизнеса и жизни. И мы идем в Европу, чтобы как раз и реализовать эти стандарты”.
Сергей Носенко , старший управляющий директор компании International Investment Partners (IIP):
Бизнес-среда — это самая активная и прогрессивная и часто самая зависимая от власти часть общества. В моем понимании, честный и прозрачный бизнес — это “экологичное”, созидательное дело. Это когда что-то строят, а не разрушают, и это всегда социальная ответственность — за людей, за идею и за будущее.
Во-первых, бизнес — это зарабатывание денег. В Украине, к сожалению, долгое время к предпринимательству относились предвзято и негативно. Но это, к счастью, уже уходит в прошлое. В США идеей зарабатывания денег пронизано все общество, это считается нормальным и почетным. Именно поэтому США это экономика №1 в мире.
Бизнес готов платить налоги, уход в тень начинается только в случае увеличения коррупционного или политического давления или в тех случаях, когда власть демонстрирует вопиющий непрофессионализм, как это происходит сейчас в ряде ключевых отраслей.
Бизнес может хотеть от власти только одного — создать универсальные для всех правила и гарантировать равную конкуренцию за доступ к ресурсам.
Честный бизнес — это всегда положительная кадровая селекция. В бизнесе больше всех зарабатывает самый умный и самый талантливый, поэтому монопольная и коррумпированная среда приводит к отторжению бизнесменов, а значит и замедлению экономического развития.
Когда бизнес достигает определенного уровня, приходит понимание, что имидж предприятия зависит от имиджа государства и на этой стадии бизнес начинает искать рычаги влияния на политику.
Сергей Кузяра, председатель совета директоров ОО “Угольная компания” “Продакс”:
“Для меня вопрос честного ведения бизнеса и уплаты налогов — это в первую очередь вопрос честной конкуренции. Конкуренции не тех, кто может зайти в “высокие кабинеты” и за счет этого решить свои вопросы, а тех, кто действительно в рыночных условиях за счет собственных мозгов, своего опыта, правильных подходов и оптимизации могут конкурировать со всеми остальными”.
“С помощью “Украинской бизнес инициативы” мы можем попытаться доносить свои мысли до представителей власти (тех, кто реально принимает решение), и стараться повлиять на то, чтобы эти решения принимали, а не откладывали и пытались замять”.
Источник: http://delo.ua