“Укрзалізниця” и бизнес готовы к компромиссу
Повышение тарифов на перевозку грузов по железным дорогам Украины откладывается. Глава Государственной регуляторной службы (ГРС) Ксения Ляпина сообщила, что Мининфраструктуры не привело достаточных обоснований для поднятия стоимости грузоперевозок с 1 марта на 15%, поэтому свою подпись под постановлением, необходимую для вступления в силу данного приказа министерства, она пока не поставит.
Проблему тарифов пытались решить в четверг путем открытого диалога представителей бизнеса, руководства УЗ и госчиновников на общественных слушаниях, организованных ГРС. “Вопрос тарифов нельзя рассматривать без привязки к общему состоянию экономики и ситуации в отдельных отраслях, – заявил президент Объединения предприятий “Металлургпром” Александр Каленков. – Никогда еще горнометаллургическая отрасль не была в столь плохой ситуации как сегодня. Фактически мы стоим на грани выживания. Это связано и с замедлением развития мировой экономики и, что еще хуже, с избытком мощностей в металлургии. Сегодня в мире избыток 730 млн т. стали. Для стабилизации мирового рынка надо отказаться от производства 300–350 млн т. Украина произвела в прошлом году 23 млн т. и вполне может оказаться в этом объеме.
Отечественная экономика стоит на пороге мощнейшего кризиса. Если в этих условиях повысятся тарифы – будут закрываться предприятия. И будут огромные потери грузоперевозок. Сейчас главная задача – выжить, не допустить массового увольнения людей и сохранить работающую отрасль. Если к концу года отрасль будет существовать – это уже большой успех. Сегодня мы обсуждаем вопрос тарифов не по сути, а процедурно. Поскольку нарушена процедура. Не было нормального обсуждения. Не были приняты во внимания все аспекты деятельности отраслей. Сегодня мы просим вернуться к обсуждению, создать рабочую группу и включиться в ее работу. Потому что мы рискуем сейчас принять решение, которое окажется губительным для всей экономики страны”. “Мы все воюем за то, чтобы себестоимость нашей продукции была конкурентоспособной, – заявил генеральный директор Авдеевского коксохимического завода Муса Магомедов. – На сегодняшний день в себестоимости нашей продукции сырье составляет 95%. В цене угля – 15–20% составляет цена его перевозки. И в этой ситуации повышение тарифов на 15% в этом году для нас смертельно. Если УЗ говорит о развитии, то мы – о выживании. В прошлом году мы проиграли России в себестоимости буквально 2 долл. и понесли огромные убытки. И причина в тарифах “Укрзалізниці”. Мы в прошлом году подняли тарифы на 30%, россияне – на 10%. В этом году собираемся поднять на 15%, россияне – на 9%. Если мы и дальше будем двигаться такими темпами, мы потеряем отрасль. Давайте договариваться. Давайте вместе работать над тем, чтобы Украина была конкурентоспособной и не проигрывала в экономической войне”.
О нарушении процедуры при подготовке приказа МИУ, а также о последствиях повышения тарифов для украинской экономики акцентировала внимание и Ксения Ляпина. “Мы инициировали общественные слушания, чтобы вместе определить соответствует ли проект регуляторного акта о повышении тарифов на грузовые перевозки ж/д транспортом критериям государственной регуляторной политики, а именно эффективности и результативности. Нам необходимо иметь четкие и абсолютно понятные расчеты, аргументирующие повышение цены перевозки грузов в стране. Каким образом излагать эти расчеты, определено законом о государственной регуляторной политике. Необходимо перечислить затраты государства, затраты предприятий. В данном случае это две категории: государственный монополист и рыночные отрасли экономики. Затем необходимо перечислить какие отношения имеют эти две категории предприятий. И взвесив затраты и прибыли, одобрить обоснованное эффективное и результативное решение. Пока мы таких расчетов не получили. Мы не можем ответить, соответствует ли данное решение целям государственной регуляторной политики. Непонятно, какую проблему решает “Укрзалізниця” с помощью повышения тарифов. Проблема называется “нет денег”? Так их ни у кого нет!” Стоит сказать, что усилия главы ГРС, призвавший профильное министерство к диалогу с бизнесом, дали позитивный результат.
Заместитель начальника Главного коммерческого управления “Укрзалізниці” Юрий Меркулов по сути признал, что грузовые перевозки в Украине являются сверхприбыльными (по сравнению с нынешней прибыльностью в промышленности. – Ред.). Так, рентабельность грузовых перевозок-2015 составила 27,7%. Т.е. речь, по крайней мере, не идет о том, что УЗ дотирует украинскую промышленность. Скорее наоборот – промышленность дотирует как социальные обязательства железной дороги перед государством (перевозка льготных пассажиров и т.д.), так и неэффективную работу самой госкомпании (раздутый административный аппарат, непрозрачные закупки по завышенным ценам, содержание непрофильных активов и т.д.) Железнодорожники также впервые публично признали, что готовы “слышать рынок” и обсуждать с отраслевыми ассоциациями график индексации тарифов на грузоперевозки. Об этом заявил на слушаниях и.о. генерального директора “Укрзалізниці” Александр Завгородний. По его словам, УЗ видит сложность ситуации, в которой сегодня оказались многие отечественные промпредприятия в результате продолжающегося падения мировых цен на сталь, железную руду и продукцию аграрного сектора. Поэтому представители отраслевых объединений должны предложить конкретную дату, когда повышение тарифов станет для них приемлемым, считает руководитель УЗ. “Если бы бизнес пришел и сказал, что мы не можем сегодня это сделать, но мы понимаем ваши проблемы и понимаем, что это надо делать. Давайте перенесем это дело, условно, на 1 июня или 1 октября, или когда отрегулируется ситуация. Тогда было бы понимание ситуации. Должны быть какие-то сроки”, – предложил Александр Завгородний.
По словам К.Ляпиной, Мининфраструктуры в целом не может брать на себя функции регулятора тарифов, так как фактически является “заинтересованной стороной”. “Укрзалізниця”, безусловно, монополист. И в этом случае, безусловно, должен быть национальный регулятор. В сфере коммунальных тарифов существует НКРЭКП. Каждый монополист обосновывает свой тариф перед регулятором. А регулятор, защищая права потребителей, оценивает обоснованность тарифа. Тоже самое должно быть и в отношениях между УЗ и потребителями ее услуг. А пока он (регулятор) не создан, мы предлагаем создать рабочую группу при Мининфраструктуры, которое, я убеждена, тоже заинтересовано и желает получить обоснованное и результативное решение. Мы хотим помочь министерству совместно провести анализ регуляторного влияния и найти необходимый баланс интересов в экономике Украины”, – заявила Ксения Ляпина. Заместитель министра инфраструктуры Николай Снитко согласился, что прийти к взаимопониманию железнодорожникам и промышленникам может помочь совместная рабочая группа: “Должно быть все правильно просчитано и прозрачно доведено до всех участников рынка перевозок. Мы поддерживаем, что для этого нужно создать рабочую группу, которая решит этот вопрос одноразово. Нужно показать четкую позицию железнодорожников и позицию всех участников рынка перевозок, сбалансировать и принять решение по сегодняшнему тарифу”. С необходимостью создания рабочей группы, которая стала бы основной для формирования независимого транспортного регулятора, согласились и остальные участники встречи. “Железная дорога сегодня – государство в государстве. Она считает тарифы “для себя”, абсолютно игнорируя все внешние и внутренние факторы, – заявил на общественных слушаниях руководитель комитета ж/д транспорта Федерации работодателей транспорта Украины Дмитрий Демидович. – Поэтому я считаю, что только создание Национальной комиссии регулирования тарифов на транспорте может решить этот вопрос. В том случае, если она будет исключительно независимой и профессиональной. Еще один важный вопрос это потеря доверия к УЗ. Год назад, когда повышались тарифы на 30%, было много обещаний и надежд на новую инвестиционную программу. Прошел год. Где отчет о потраченных средствах? Железная дорога потеряла 50% транзита из-за того, что руководство пересмотрело транзитную тарифную политику. Поднимем внутренние тарифы на 15% – будет тоже самое с объемом внутренних грузоперевозок”. Промышленники отметили, что осознают, что со временем тарифы придется пересматривать. Но сейчас не время для этого. Сейчас нужно просто выжить. Как минимум полгода вопрос повышения тарифов не должен ставиться. “Учитывая конъюнктуру на внешних рынках и ситуацию внутри страны, у нас задача на полгода-год выжить. Выживем полгода, надеюсь, перейдем к фазе развития. Я совершенно не отрицаю, что тарифы необходимо поднимать спустя какое-то время именно для того, чтобы модернизировать железнодорожную инфраструктуру. Но правильно ли делать это сейчас? Поверьте, худший момент, чем сделать это сейчас, было трудно выбрать”, – подчеркнул генеральный директор “Запорожстали” Ростислав Шурма.
Энергетики обратили внимание на еще одно негативное последствие от поднятия тарифов. “Если мы сейчас повысим тариф, профильное министерство будет вынуждено покупать еще больше электроэнергии у России. Когда мы покупаем электроэнергию у России, мы платим зарплату российским шахтерам, РЖД, и мы платим зарплату российской генерации и так далее по цепочке. Вместо того чтобы платить “Укрзалізниці”, украинскому шахтеру, отечественной генерации, я буду вынужден по предоплате, за валюту отправлять в разгар кризиса деньги в соседнюю страну”, — подчеркнул директор по логистике ДТЭК Орест Логунов. Итогом эмоциональных общественных слушаний стала не только совместная резолюция ГРС, Мининфраструктуры и отраслевых ассоциаций о создании специальной рабочей группы, которая должна всесторонне проанализировать все последствия от повышения тарифов и предложить Кабмину “дорожную карту” по вопросу ж/д тарифов по крайней мере до конца 2016 г. Важнее, что наметились признаки сближения позиций железнодорожников и бизнеса. А, следовательно, выросли и шансы, что баланс интересов все-таки будет найден.
Джерело: http://gazeta.zn.ua