Дело даже не в коррупции: почему МВФ не верит Украине

Share Button

Доллар на межбанке перешагнул еще один рубеж — в среду торги закончились на отметке 27,10 грн/$. После заявления Юлии Тимошенко о распаде парламентской коалиции экспортеры не захотели продавать валюту дешевле. Именно этим в первую очередь вызван дефицит доллара на рынке и 25-копеечное его подорожание. На наличном рынке бакс подрос по итогам дня не так сильно: на 10–15 копеек — до 27,40–27,45 грн/$.

«Политический фактор на этой неделе вышел на первый план и в первую очередь влияет на настроения на безналичном рынке», — говорит заместитель директора казначейства банка «Хрещатик» Эдуард Назаренко в комментарии ubr.ua.

Удешевления доллара в ближайшей перспективе финансисты не прогнозируют. Более того, банкиры отмечают, что импортеры постепенно привыкают к новой психологической отметке курса, о которой боялись говорить еще несколько недель назад. «Компании действительно больше не выжидают, а берут валюту по текущей цене», — подтвердил Эдуард Назаренко.

Первыми подорожают продукты

Очередной виток обесценивания гривни вынуждает торговцев пересматривать цены. Дорожает все: и импортный товар, и отечественная продукция, в производстве которой заложена импортная составляющая, говорит генеральный директор Ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко.

«Почти все украинские продукты в большей или меньшей степени зависят от импорта. Например, в производстве курятины 70% — это корма, которые преимущественно импортные. Как результат при курсе 26 грн/$ в магазинах продавался товар, цена которого была рассчитана исходя из 29 грн/$. Сейчас курс идет вверх, и на продукты уже закладывают цены исходя из 30–32 грн/$. Выше цены в крупных маркетах, поскольку у них отсрочка платежа может составлять больше месяца, и риск прогореть на курсовой разнице выше», — говорит Дорошенко.

Что касается одежды, то по словам Дорошенко, там пересчет происходит не сразу из-за высокой маржи, которая иногда составляет и 100%. Аналогичная ситуация с алкоголем, где накрутка может составлять 300–400%. «Именно поэтому мы можем найти в магазинах сейчас виски, например, по ценам 2014 года. И чтобы быстрее распродать товар, поставщики просто уменьшают свою маржу», — пояснил наш собеседник.

Чего боится МВФ

Что будет с курсом дальше, зависит не только от политиков, но и от того, как будут развиваться наши отношения с МВФ. По данным исполнительного директора Международного фонда Блейзера Олега Устенко, потребность Украины во внешнем финансировании на текущий год составляет минимум $10 млрд. Взять их негде, кроме как у иностранных кредиторов. А главная причина того, что нам недодают обещанных кредитов, по мнению экспертов, — отсутствие структурных реформ.

«Вопрос уже не в коррупции среди чиновников правительства, о ней в мире знали давно. Сейчас международные кредиторы сомневаются в способности Украины проводить реформы», — говорит Олег Устенко.

По словам управляющего партнера инвесткомпании Capital Times Эрика Наймана,  сейчас воруют примерно 20% ВВП. «Пусть останется хотя бы половина, то есть 10%. Надо наводить порядок в госфинансах, управлении госсектором, где больше всего денег и воруется, и только потом менять, например, налоги», — считает Эрик Найман.

Но при этом эксперты уверены, что слепо действовать рекомендациям Фонда просто нельзя. «В нищей стране вводить 20% НДС на лекарства, часто для самых необеспеченных слоев населения, — преступно», — подчеркнул Устенко.

А Найман полагает, что рекомендации МВФ по уничтожению упрощенки могут привести к уничтожению государства. «Хорошо, что в Украине есть самозанятые граждане. У богатых европейцев много активов, они даже могут позволить себе отрицательные депозитные ставки. А нам нужен прорыв, как в США. Поэтому — сначала реформа госфинансов и госсобственности. А потом налоговая реформа. А если мы пытаемся выравнять налоги для всех групп плательщиков, то чуда не будет», — говорит он.

Авторы: Елена Лысенко, Вита Филонич, Константин Симоненко

Коментарі