Бизнес переселенцев: гранты и расширение в ЕС
Благодаря грантовым программам, переселенцы открывают кафе, швейные мастерские, медицинские кабинеты. Как показала практика, для многих переселенцев грантовые программы стали шансом начать успешную жизнь с чистого листа.
ДЕНЬГИ. Гранты на бизнес-старт переселенцам эти три года выдавали многие международные партнеры, среди которых — УВКБ ООН, ПРООН, фонд “Возрождение”, агентство USAID и др. Суммы поддержки стартапов были разными — от 25 до 100 тыс. грн. Условия предоставления грантов отличались: к примеру, в одних проектах деньги давали на аренду помещений, покупку франшизы, оплату лицензий, а в других финансы разрешали тратить исключительно на оборудование, спецодежду или ремонт. При этом важным условием предоставления грантов было участие самого переселенца в становлении бизнеса. То есть при подаче заявки человек мог указать, что проект соинвестируется из его личных накоплений. Или, как вариант — вклад переселенца в проект можно оценить в виде трудозатрат при ремонте, уборке. По оценкам экспертов, такой подход помог грантодателям отобрать наиболее успешные стартапы и самых активных людей, поэтому число закрывшихся бизнес-проектов составляет всего 5—10%. Увидев реальные результаты, международные спонсоры решили продолжать и даже расширять практику финансирования успешных бизнес-идей: уже весной открыть бизнес благодаря гранту смогут не только переселенцы, но и ветераны боевых действий.
ИСТОРИИ. Сами переселенцы, подавая бизнес-идеи в фонды, подходят к этому креативно. Люди хотят заняться вязанием, дизайном, фермерством, стоматологией, пошивом костюмов и изготовлением памятников, и делают это успешно! В числе таких людей — офтальмолог из Донецка Анастасия Ларкина, которая открыла в Киеве кафе-кондитерскую. “Когда пришлось уехать из Донецка, я сначала переехала в Хмельницкий, но там не нашла работу по специальности. Потом узнала о бизнес-грантах, и вспомнила о давнем увлечении (я люблю печь пироги, сладости). Поэтому решила поучаствовать в конкурсе. И выиграла. Деньги выделялись на оборудование — их хватило на покупку кофе-машины, печи, блендера. На аренду помещения пришлось занимать средства, а ремонт сделали семьей. Первые месяцы я жила в кафе — не было денег на съем квартиры. Но когда запустились, наши сладости очень понравились клиентам. И сейчас дело идет в гору”, — рассказывает Ларкина.
Успешной оказалась бизнес-идея и дончанки Натальи Григорьевой, которая 20 лет проработала руководителем в автобизнесе, а после конфликта на Востоке переехала с семьей в Одессу и занялась изготовлением гранолы. “Идея пришла в голову, когда я попробовала гранолу в Европе. Это — полезная смесь овсяных хлопьев, орехов, сухофруктов, запеченных с сиропом и медом в духовке. Она подходит для завтрака или похода”, — поясняет Григорьева. По ее словам, проект удалось реализовать благодаря бизнес-гранту: “Сначала мы готовили гранолу дома, потом арендовали кухню. А теперь в команде работают переселенцы”.
БУДУЩЕЕ. По словам переселенцев, грантовые бизнес-программы полезны не только финансированием, но и сопровождением: людям, которые впервые занялись бизнесом, помогают практическими советами и психологическими консультациями. Это развивает социальное предпринимательство среди переселенцев — те, кто открыл бизнес, помогают землякам. Например, в Одессе для этих целей создан бизнес-хаб: там переселенцы помогают желающим в изучении бизнес-азбуки, оценке успешности идей для стартапов. Эксперты считают, что грантовая поддержка переселенцев-предпринимателей позволит сформировать прослойку малого бизнеса, которая поможет росту нашей экономики, ведь создаются рабочие места, идут налоги в бюджет. “Есть примеры, когда в Европе изначально небольшие семейные бизнесы стали известными брендами, и теперь их товар востребован во всем мире. Не исключено, что креативные бизнес-идеи переселенцев позволят нащупать пустующие ниши на рынке товаров-услуг, и это в будущем станет частью нашего экспортного потенциала. Уже сейчас многие разработанные ими товары в пищевом, текстильном, аграрном направлениях интересны и готовы к выходу на внешние рынки, в частности в ЕС”, — считает глава секретариата совета предпринимателей при КМУ Андрей Забловский.
Джерело: http://www.segodnya.ua