Метка для Шельмы, или стоит ли украинцам бороться с коррупцией?
Только 2% опрошенных украинцев считают, что «почти никто в стране не берет взяток», остальные же 98% уверены в том, что никто с коррупцией не борется и бороться не собирается. Да и смысла особого в этом они не видят. 83% украинцев считают факт дачи взятки нормальным явлением. Примерно столько же признаются: если бы им предложили взятку – они не отказались бы.
Требуется Геракл, срочно!
В январе, в канун большого православного праздника Крещение Господня, из узилища выпустили бывшего главу Львовского областного апелляционного суда Игоря Зварыча. Судь -«коляднык» (так его прозвали за попытку объяснить природу изъятой из его служебного сейфа немалой суммы денег исключительно «святой» традицией украинцев щедро одаривать людей, которые славят дом хозяина рождественскими колядками) отсидел в тюрьме целых семь лет. По этому поводу в СМИ не обошлось без злословий, а мне, если честно, даже немного жаль этого человека. Ведь коррупционеров у нас хоть пруд пруди, а посадили в тюрьму только Зварыча – нашли козла отпущения. Он, по-сути, стал чуть ли не единственным из «тяжеловесов», уличенных в коррупционных деяниях и получивший за это реальный срок. Как говорят, «отдувался» за всю нашу погрязшую в грехах правоохранительную систему. Сейчас эту систему пытаются очистить от навоза, как некогда мифический герой Геракл чистил загаженные Авгиевы конюшни. Только в том и разница, что в Украине нет сегодня героев, способных на такие подвиги. Потому и топчемся на месте, имитируя борьбу с мздоимцами всех мастей. Беда в том, что в мозгах наших политиков, да и у большинства простых граждан отсутствуют нейроны, отвечающие за мораль – умерли такие понятия как совесть и стыд.
Синдром Каина
В основе такой аморальности лежит банальная зависть, мешающая многим украинцам спать по ночам. Мы завидуем всем, кто богаче и успешнее нас, «белой» и «черной» завистью, хотя и знаем, что зависть бывает только «черной». Каиновой. Помните из Библии, первый сын Адама по имени Каин убил своего младшего брата Авеля, позавидовав ему в том, что Бог принял от него дары труда, а ему, Каину, отказал в этом. « А чем его труд землепашца хуже труда брата пастуха?», – обижался Каин.
В Святом писании сообщается, что проклиная грешника, Господь сказал в сердцах: «Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Такая перспектива не утешила Каина. Ведь и грех свой он совершил не от хорошей жизни: в поте лица своего он возделывал землю с утра до вечера, не разгибая спины, в то время как его младший братец, с его точки зрения везунчик, прохлаждался себе на пастбище со своими овцами. Каину результат доставался с трудом и уже не радовал его. Негодование росло внутри, радость и улыбка на лице брата выводили его из себя. Бог все это видел, но не стал вмешиваться в отношения братьев и не изгнал зло из сердца Каина, а в качестве воспитательного момента решил отказаться от его подношений. Дело дошло до братоубийства, а затем и дальнейшего нравственного падения первого грешника, расползанию зла среди людей.
Почему же проект Бога по спасению человека не состоялся? И не связано ли это с наказанием Каина? Прими Господь подношения от него, то и не случилось бы беды? История человечества пошла бы иным путем?
Но Бог поступил так, как счел необходимым: пораженный поступком Каина, он проклял его и изгнал в пустынные земли для покаяния и печали. Но случилось непредвиденное – Каин совсем даже не опечалился и не пропал, а построил город, и не один, завел ремесла, изобрел оружие и стал всеми доступными для него средствами создавать свой рай на земле, проповедуя философию примитивного жлобства: своя рубашка ближе к телу.
Зло плодилось среди людей безмерно, что тревожило Бога. Ситуация была столь безнадежной, что Господь решился на радикальные меры: избавиться от каинового племени Великим Потопом. Спасся только Ной с домочадцами, всего семь человек, но и среди них оказался Хам – циничный, жадный, хитрый, сластолюбивый. Ничем не лучше Каина. Проклятый отцом на вечное рабство, он так и не стал рабом, зато породил бесчисленное хамское отродье. Нынешние жлобы и хамье всяких мастей – от трамвайных до сидящих во властных кабинетах – это прямые его потомки. Новая цивилизация детей Адама ничего нового не придумала, как строить лично для себя рай на земле взамен небесного, утерянного праотцами. Но даже маленький искусственный рай требовал огромных ресурсов – армию пахарей, гнущих спину ради получения благ для избранных; немалое войско, чтобы отвоевать у соседа для себя еще один кусочек рая. Словом, все вернулось на «круги своя»: власть над людьми оседлала горстка каинов и хамов, возомнившая себя повелителями всего живого. Молитва и труд перестали быть мерилом нравственности для многих детей Адама. Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие стало обыденным явлением.
Крапивное семья
Первое упоминание о крупной коррупции в античности относится еще к эллинистическому миру. Так, в 320 –е годы до н. э. Клеомен, греческий наместник в Египте, назначенный на это место Александром Македонским, использовал свое положение для того, чтобы манипулировать поставками зерна из Египта в Грецию. Он создал искусственные препятствия на пути зерна в страну, что стало причиной роста цен на него во много раз. Голод в Греции продолжался пять лет – с 329 г. до 325 г. до н.э. Зато Клеомен заработал на спекуляции зерном огромное состояние.
Похожий пример масштабной спекуляции в IV веке до н.э. зафиксирован в торговле металлом. Известно, что один из сицилийских финансовых магнатов скупил все железо, образовав полную монополию на рынке этого товара, и затем продавал его по цене в три раза выше прежней, получая на этом 200% прибыли. Таких исторических примеров множество.
В России коррупция приобрела системный характер уже к ХV веку – мздоимство здесь стало восприниматься как норма. Чиновников в народе называли «крапивным семьям», а взятка имела множество имен: тюркские – «бакшиш» и «хабар», украинское – «магарыч». Наше время породило более грубые и выразительные обороты: «дать на лапу», «подмазать», «сунуть».
Слово сorruptio в переводе с латинского означает «разложение», «порча». Это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающихся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. По оценке аналитиков, в Украине за четыре года президентства Виктора Януковича, к началу 2014 года, объем коррупции в национальной экономике превысил 500 млрд гривен, ежегодно из бюджета страны «испарялось» более 11 млрд долларов только на госзакупках – неимоверно много даже для развитых и богатых государств. Этому факту в мире уже дали достойную оценку: при голосовании за наиболее вопиющие случаи элитарной коррупции Unmask the Corrupt 13 200 человек отдали свой голос за то, чтобы коррупционное дело Януковича расследовали лучшие детективы мира. Он оказался на первом месте, оставив позади себя нефтяную государственную компанию Бразилии «Петробрас» (11 900 голосов) и бывшего президента Панамы Рикардо Мартинелли (10 166).
В последнем рейтинге восприятия коррупции, проведенного недавно Международной общественной организации Transparency international, Украина заняла 142-е место из 175 стран мира. Делить это незавидное место нашей стране пришлось вместе с Угандой и Коморскими островами. Настроение относительно коррупции в бизнес-среде Украины существенно ухудшился за последний год – об этом свидетельствуют другое исследования, проведенное международной аудиторской консалтинговой компании Ernst et Young. Наша страна в составленном рейтинге заняла 7 место, Россия – 18, Латвия – 19, Литва – 21, Польша – 23, Эстония – 32. Еще хуже, чем в Украине, обстоят дела в Португалии – 5-е место и Словении -3. Не так далеко от нас оказались Словакия – 8 место, и Венгрия – 10.
Так что, не совсем прав вице-президент США Джозеф Байден, сказавший во время своего недавнего выступления в Верховной Раде: «Вы не найдете ни одной страны в мире, где раковая опухоль коррупции так процветает, как в Украине». Найдем, оказывается, и не мало. К примеру, Еврокомиссия оценивает ежегодный коррупционный оборот в ЕС в размере более 100 млрд евро.
Другое дело, что коррупция в Украине превратилась в одну из угроз национальной безопасности. К сожалению, наша власть ориентирована исключительно на свои собственные интересы, исправно выполняет только заказы промышленных кланов, а не государства; заботится о своей семье, а не о народе, который избирает его в ту самую власть. Политолог Ярослав Юрчишин в эфире радиостанции «Голос столицы» заметил, что у каждого уважающего себя олигарха есть своя группа влияния в парламенте. Собственно, это не секрет политологов, что олигархи Ахметов, Коломойский, Фирташ, Новинский, Григоришин и другие имеют и «карманных» депутатов – лоббистов в Верховной Раде, и «прикормленных» чиновников в правительстве.
Наш «кумовской» капитализм определяет экономику, в условиях которой успех в бизнесе зависит от личных связей бизнесменов с государственными служащими. Такие связи используются для получения лицензий, государственных заказов, субсидий и всего, что дает возможность умножать прибыль. Ничего не изменилось за последние два года после Януковича: вместо «диктатуры закона», обещанной после Революции достоинства, продолжает действовать «диктатура откатов», работают старые коррупционные схемы, процветает взяточничество. И уже понятно: если казнокрадство и коррупция в государстве будут и дальше процветать, у правящей олигархии появится шанс привести Украину к распаду, к которой стремиться наш внешний враг. Из Кремля уже давно и настойчиво звучат призывы: «Украина должна быть разрушена!» И в этом интересы некоторых украинских олигархов и Путина полностью совпадают.
Карфагенская трагедия
Нечто подобное, как известно из истории, случилось с древним Карфагеном, который решили разрушить римляне. В течение многих лет заседания римского сената начинались одним и тем же призывом: «Карфаген должен пасть!» Вина соседнего государства состояла в том, что оно было гораздо богаче Рима. Но богатство не мешало Карфагену быть и самым коррумпированным. Как писал греческий историк Полибий, «в Карфагене ничего не считалось позорным, что ведет к прибыли… Претенденты на государственные посты получают должность путем уплаты взяток». К концу III века до н. э. коррупция там достигла таких масштабов, что в правительственных и государственных органах Карфагена доминировала партия, фактически отстаивавшая интересы не собственной страны, а интересы Рима (и что характернее всего – происходило это в условиях самой затяжной и жестокой войны античной эпохи – Второй Пунической). Это была партия олигархов – в отличие от народной партии, возглавляемой полководцем Ганнибалом. Олигархи недополучали прибыли от торговли с Римом, а потому полагали, что можно достичь мира с Римом путем очередных территориальных уступок, которые и позволили бы вернуть мир и прибыльную торговлю на ближайшие годы, а дальше, как говорится, и трава не расти. Ненависть их к Ганнибалу и его партии была так велика, что они желали ему военных поражений и всячески этому способствовали. Олигархи добились своего – римляне победили, уцелевших карфагенян превратили в рабов, город был полностью разрушен, а то место, на котором он стоял, засыпали солью – чтоб даже трава не росла.
Ничего, кроме денег
Вот такая печальная история случилась с Карфагеном. Для нас она – поучительная. Устоит ли Украина в противоборстве с внешним врагом – зависит от многих факторов, и в первую очередь от того, насколько будет успешной борьба с многоголовой гидрой коррупции, с политиками – жлобами и олигархами-упырями. Однако успешного результата добиться чрезвычайно трудно в обществе, в котором каждый коррумпированный человек твердо уверен, что вокруг него все коррупционеры. То есть, каждый, кто дал взятку гаишнику или врачу, считает, что все так поступают. Как иронично заметил наш современник, поэт Александр Ирванец, украинский народ во всем уже разочаровался и ничего больше не хочет, кроме денег.
Европейцы смотрят на нас с удивлением и даже страхом, как будто каждый из нас отмечен «каиновой печатью». Помните из Библии, Бог, осудив Каина на изгнание из родных мест, отметил его особым знаком. (Отсюда и поговорка: «Бог шельму метит»). Это печать отвержения, которая непременно создает ауру Божьего суда и удаляет от отверженного всех видящих его. (Кстати, это Божье знамение Каину было нанесено по его личной просьбе: открыв счет человеческим смертям, он очень боялся, что его и самого могут убить. Однако, как гласит легенда, Божья отметина не спасла Каина – он погиб от руки одного из своих правнуков).
Для граждан Евросоюза такими «каиновыми» предостережениями украинцев служат коррупция, олигархи и бедность. Об этом свидетельствуют результаты опроса в шести странах ЕС, проведенного компанией TNS по заказу Института мировой политики: 35% опрошенных заявили, что сначала Украина должна побороть коррупцию, 26% – избавиться от олигархов, а 22% считает, что Украина – бедная страна, и она станет тяжелым бременем для Евросоюза.
Есть ли у нас перспектива избавиться от метки, которой Бог награждает каждую шельму? Оптимисты утверждают: есть! Но с оговоркой – только в том случае, если мы как можно скорее искореним в себе, каждый в отдельности, того самого Януковича – казнокрада и коррупционера; откажемся от готовности соглашаться с лживостью системы, построенной на том, что законы пишутся исключительно для дураков, а «умникам» никакие железные прутья уголовного кодекса не угрожают; не поддаваться примитивной агитации на выборах и не доверять демагогам и популистам; выбирать во власть не за обещания бороться с коррупцией, а тех, кто предлагает программу действий по улучшению жизни простых украинцев; вводить в систему управления государством на максимально высокие должности людей, не желающих воровать.
Реалисты тоже считают, что коррупцию искоренить можно, но не так быстро, как нам этого хочется. Через «чистилище» должно пройти не менее двух поколений. В той же Германии, чтобы отучить граждан воровать, три века рубили на площадях руки ворам. Так же поступали и в других европейских странах. У нас же воровской менталитет формировался в условиях многовекового крепостничества, когда украсть у пана не считалось грехом. Мало что изменилось и при советской власти, где действовал принцип «все вокруг колхозное – все вокруг мое», а «несунов» всякого добра с госпредприятий считали скорее хозяйственными людьми, чем криминальными элементами. Свой советский менталитет мы перенесли в новый социальный быт: продолжаем пользоваться блатом, получать какие-то блага и особые привилегии, находясь в родстве или дружбе с чиновниками. Все это переросло в масштабную коррупцию. Наши политики и чиновники используют довольно примитивный способ взаимозависимости: каждый кого-то на чем-то ловит и потом эту зависимость использует в корыстных целях. Искоренить казнокрадство и взяточничество теперь уже не так просто, утверждают реалисты, они как каинова метка, которую не сотрешь со лба рукавом рубашки. И мы, похоже, не знаем, как исправить ситуацию. Эксперт в сфере образования Людмила Паращенко считает, что «коррупция вообще начинается со списывания за школьной партой, потому что ты присваиваешь себе результаты чужого труда, и за это ты можешь товарищу, который позволил списать, дать ту же шоколадку или дать ему поиграть на своем гаджете. Вот с этого начинается правосознание и правовое воспитание». С первого класса, либо вообще с детского сада надо начинать антикоррупционное воспитание, считают реалисты. И, конечно же, жестко наказывать казнокрадов уже сегодня – у них должна гореть земля под ногами.
А вот пессимисты уверены, что всякие антикоррупционные репрессии в нашем испорченном обществе напрасны, а в качестве примера приводят Китай, где за последние 15 лет расстреляно более 10 тысяч казнокрадов, еще 120 тысяч получили по 10 – 20 лет заключения, однако их в Поднебесной не становиться меньше. Беда дурно устроенных государств, в том числе и Украины, заключается не в наличии коррупции, а в ее качестве, считают они и ссылаются на опыт российского царя-реформатора Петра Первого, который решил эту проблему единственно верным, на их взгляд, способом: он создал условия для работы новых коррупционеров, и ситуация в стране изменилась кардинально. Самодержец не только закрывал глаза на то, что его друг и сподвижник Александр Меньшиков брал огромные взятки, но и всячески поощрял его действия. Благодаря этому талантливому коррупционеру в России поднялась индустрия и военное дело.
Коррупция не сильно вредит и современному миру, если судить по процветающим США, Японии, Южной Корее, Англии, Франции и прочим развитым странам. И не надо устраивать по этому поводу галдеж, призывают пессимисты, коррупцию истребить невозможно. Это удалось однажды, и то ненадолго – древние спартанцы отменили деньги и запретили бизнес. Все – коррупция умерла!
В этой дискуссии стоит прислушаться и к мнению ученых, утверждающих, что человек, в общем-то, существо вороватое, «взять на лапу» у него в крови. Связано это с его эволюционной историей. Он был взяточником, когда еще прыгал по деревьям. Альфа-самцы жестко контролировали свое сообщество, а всем остальным, чтобы выжить, приходилось все делать украдкой, то есть воровать. Похоже, такого же мнения придерживался и великий знаток человеческих душ Максим Горький, сказавший однажды, что человек рождается, чтобы взять, а не дать.
Александр СОЛОМКА