ВЛИЯНИЕ РЕФОРМ НА ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Украина уже не первое десятилетие приближается к социальному хаосу. В тоже время, перед государством и гражданским обществом возникли новые риски и вызовы после подписания Соглашения об Ассоциации Украина-ЄС прежде всего в части реализации возможностей Зоны свободной торговли. При этом, экономические реформы органически взаимосвязаны с индексом человеческого развития, что в свою очередь зависит от качества социального диалога, считает академик Национальной академии наук Украины, директор Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАНУ Элла ЛИБАНОВА.
С 1995 года Украина, первая среди стран Восточной Европы, присоединилась к публикации национальных докладов ООН по индексу человеческого развития. В 2015 году Украина несколько улучшила свои показатели сравнительно с 2014-м (81 место) и находится в группе стран с высоким уровнем человеческого развития. Если отметить позитив – наконец-то появились тенденции хоть какого-то роста продолжительности жизни нашего населения. По этому показателю Украина занимает 113-е место в мире. Продолжительность жизни населения меньше, чем средняя по земному шару с учетом Азии, Африки и Латинской Америки. Более высокое место Украина занимает по уровню образования – 45-е. Но тут нет прогресса, высокий результат достигается за счет старшего поколения.
Мрачная картина у нас с экономическим блоком: 104 место по ВВП, 106-е по производительности труда… Правда, тут надо учесть, что сравнение идет с относительно благополучными годами.
Каких реформ ждет Украина для повышения индекса человеческого развития? Прежде всего, нужно лучше использовать конкурентные преимущества. В отличие от некоторых политических деятелей, вовсе не считаю, что основным конкурентным преимуществом страны является дешевая рабочая сила. Главное – высококвалифицированное, образованное и очень активное население. Те угрозы, которые связаны с экономическим кризисом и падением уровня жизни, нужно минимизировать. В этом вижу основную задачу социального диалога. А конечная цель наших реформ, как для меня совершенно ясно, – повышение уровня и качества жизни.
Вызовы, связанные с этим – прежде всего неготовность населения к тем потрясениям, которые неизбежны при кардинальных экономических реформах. Между тем, абсолютно убеждена в том, что кардинальные реформы невозможны без поддержки и принятия широкими слоями населения. Во-вторых, Украина –, несомненно, бедная страна, где средняя зарплата – самая низкая в Европе, ниже, чем в Албании и Молдове. Потому население ожидает, прежде всего, тех реформ, которые дадут быстрый и якобы позитивный (не обязательно на самом деле позитивный) результат. Власть должна слышать население – она обязана объяснять людям, что она делает и каких результатов следует ожидать. Социальный диалог как раз и может стать социальным коммуникатором между властью и народом. Так можно избежать социального напряжения и массовых протестных акций.
А вероятность возникновения напряженности достаточно велика. Готово ли население к новым жертвам ради реформ (потому что идти на жертвы народ призывают постоянно, но реформ при этом не наблюдается) и способно ли оно на массовые протесты из-за неудовлетворенности ситуацией? По данным фонда «Демократические инициативы», по сравнению с прошлым годом уменьшился процент готовых терпеть не больше года, зато вырос процент тех, кому терпеть дальше и вовсе невозможно. Еще часть не хочет терпеть не из-за бедности, а потому, что не видит успешных реформ.
Что же касается акций протеста, то растет процент населения, допускающего их вероятность. Правда, часть тех, кто сам готов принять в них участие, остается неизменной, но, как показывает практика, особенно много людей для этого и не нужно…
Все эти данные свидетельствуют, что провести какие-то кардинальные реформы, да и просто сохранить государственность не удастся, если не сможем выстроить полноценную систему социального диалога, с разными профсоюзами и разными представителями работодателей, а не самыми «раскрученными» или назначенными «свыше». Естественно, не обязательно представлять все сто тысяч организаций, но нужно представить весь спектр мнений. И обязательно свое представительство должна иметь наука, имеющая квалификацию для проведения необходимых анализов и достаточное мужество, чтобы представить результаты такой аналитики.