Митниця і “податкові білки” під прицілом. Чи буде реформа ДФС?
Последнее заседание Кабмина прошло под знаком Налоговой. В последнее время ведомство часто оказывается в эпицентре скандалов.
Уже несколько заседаний подряд премьер Владимир Гройсман говорит о необходимости отозвать “налоговых белок”.
Так глава Кабмина окрестил запорожских налоговиков, которые ездили по всей стране для проверок предприятий по сбору орехов у населения. В большинстве случаев эти визиты заканчивались конфискацией товара, который бизнес не всегда получал назад.
Впрочем, не только “белки” в работе ГФС вызывают нарекания.
На последнем заседании премьер также подверг резкой критике работу таможни и признал, что система контроля и прохождения товаров неэффективна, и приносит колоссальные убытки национальной экономике.
Накануне правительство приняло ряд законопроектов, которые должны облегчить бизнесу жизнь, в первую очередь, при прохождении таможенного контроля. Речь о внедрении “единого окна” на таможне и запуске института уполномоченного экономического оператора (УЭО).
На следующем заседании Кабмин намерен рассмотреть еще один проект закона о “черных сотнях” – мобильных группах, которые будут бороться с контрабандой.
Также в правительстве всерьез задумываются над ликвидацией налоговой милиции.
ЭП проанализировала, что собой представляют новые законопроекты Кабмина, реально ли они могут упростить жизнь бизнесу, и будет ли ликвидирована налоговая милиция.
Таможенный пакет
Два законопроекта, из принятых в среду, нацелены на запуск в Украине института экономического оператора, как того требует европейское законодательство.
Смысл в том, чтобы облегчить добросовестным “белым” компаниям прохождение таможенного контроля. Запуск УЭО предусмотрен Таможенным кодексом, однако до сих пор эти нормы не работали из-за отсутствия необходимой законодательной базы.
Согласно официальной статистике, по состоянию на начало года в 28 странах ЕС зарегистрировано 13643 уполномоченных экономических операторов, в Швейцарии – 65, Норвегии – 29, США – 10832, Китае – 3453, Канаде – 1128.
Сертификаты УЭО смогут получать резиденты Украины.
Предприятию могут быть выданы следующие виды сертификата уполномоченного экономического оператора: “на упрощение таможенных процедур” и “по надежности и безопасности”. При этом предприятие самостоятельно выбирает вид сертификата УЭО, который оно желает получить или – оба вида.
Компании с последним типом сертификатов смогут подавать краткую ввозную декларацию.
Для получения статуса УЭО бизнес должен выполнить ряд процедур, в том числе пройти предварительный таможенный аудит, в рамках которого проверяется платежеспособность, внутренняя организации работы и обучение персонала.
По словам руководителя практики косвенного налогообложения EY в Украине Игоря Данькова, реальный эффект от принятых таможенных инициатив не будет моментальным.
“Во-первых, законопроекты заработают только после принятия Верховной радой. Во-вторых, на получение статуса уполномоченного экономического оператора потребуется время. Компании должны обеспечить соответствие определенным критериям, они должны пройти процедуру самооценки, предоставить заявки на получение статуса УЭО”, – говорит руководитель практики косвенного налогообложения EY в Украине Игорь Даньков.
По его словам, это как минимум может занять полгода. Кроме того, необходимо разработать механизм присвоения этого статуса, работы упрощений, которые он предполагает. Это все – тоже время. Первые УЭО появятся не раньше следующего года, утверждает эксперт.
Аналогичная ситуация и с “единым окном”, по которому Кабин также принял положительное решение.
Согласно законопроекту, таможня будет получать весь комплект документов, необходимый как для таможенного оформления, так и осуществления других видов контроля: санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, экологического, радиологического и других.
Контролеры будут взаимодействовать между собой c помощью информационной системы и электронной цифровой подписи.
“Инициатива, безусловно, хорошая, но для ее запуска нужно внести изменения еще и в законы – прохождение разных видов контроля через “единое окно” не должно противоречить обозначенным в профильных законах правилам”, – отмечает Даньков.
Минфин же обещает разработать информационную программу для “единого окна” достаточно быстро. Планируется, что сначала будет запущен пилотный проект, а после постепенно новая система будет распространяться на все таможни.
Ликвидация налоговой милиции: не опять, а снова
Собеседники ЭП в правительстве уверяют, что глава Минфина Александр Данылюк нацелен на ускорение институциональной реформы ГФС.
“Реформа началась в прошлом году, однако практика показала, что ГФС не в состоянии сама себя реформировать. Реформа вроде как идет, но, например, районные уровни ГФС почему-то до сих пор не ликвидированы”, – отмечает источник ЭП в Минфине.
Помимо ускорения реформы, Данылюк нацелился на ликвидацию налоговой милиции.
“Мы ликвидируем налоговую милицию. У меня есть практический план, как это сделать, и это вопрос месяцев, а не лет, как было ранее. А может быть, и быстрее”, – заявил Данилюк на днях.
Министр подчеркнул, что “автоматами деньги в бюджет не вернешь”, поэтому нужно отказываться от людей с автоматами и создавать аналитический центр, который будет работать не с автоматом, а с интеллектом.
Идею поддерживает первый вице-премьер Степан Кубив, только со сроками получается неувязка.
“Наша позиция (о ликвидации налоговой милиции – ЭП) выплыла не просто так. Она выплыла из мнения бизнеса и обсуждалась не один год. Мы хотим проанализировать всю базу, которая существовала относительно замены налоговой милиции как фискального органа на другой орган, работающий согласно европейским стандартам”, – объяснил Кубив в разговоре с ЭП.
По его словам, это может быть консультативный орган, которые не будет иметь никакого отношения к слову “полиция”.
“На базе этой нормативной базы на следующей неделе мы проведем совещаниние, сформулируем задачу, оябзательно привлечем на первом этапе Минфин и Минюст, а на втором этапе – наверное, будем привлекать МВД”, – рассказывает он. Для МЭРТ это вопрос легкости ведения бизнеса.
“Если проанализировать действующие регуляторные акты, мы видим, что есть ряд законов, ряд постановлений, между которыми существует определенное количество распоряжений. Коэфициент неработающих или “конфликтных” нормативно-правовых актов в этой массе – порядка 25%”, – говорит он.
Подготовить законопроект, обсудить его с экспертами и отправить в парламент Кубив планирует в течение года.
ГФС играет в долгую
Идея реорганизации налоговой милиции обсуждалась неоднократно. В свое время ее активно отстаивал в качестве первого зама главы ГФС Владимир Хоменко.
Он презентовал концепцию создания на базе налоговой милиции Службы финансовых раследований.
Идею СФР не воспринял бизнес – в глазах общественности новая служба стала “силовым монстром, который будет кошмарить бизнес”. В мае прошлого года законопроект о ликвидации налоговой милиции зарегистрировали депутаты. Он так и не рассматривался в Раде.
По мнению вице-президента УСПП Юлии Дроговоз, каким бы ни был формат нового ведомства сервисные и фискальные функции налоговой милиции нужно разделить.
“Это вписывается в курс превращения ГФС в сервисную службу – избавившись от силовых функций налоговой милиции она сможет сосредоточиться на предоставлении бизнесу услуг. Вопрос в том, что вынесение налоговой милицию за пределы ГФС вовсе не гарантирует, что она прекратить выполнять свои карательные функции. Есть очень много рисков, что этот орган останется таким же, а то и усилится”, – отмечает эксперт.
Если в развитых странах подобные органы обладают достаточно серьезными полномочиями, то в украинских реалиях очень рискованно наделять их таковыми, считает Дроговоз.
По ее словам, при отсутствии политической воли очень высоки риски, что новый орган сосредоточится на карательных функциях.
Для ГФС планы Минфина стали неожиданностью.
“Конкретные планы относительно ликвидации налоговой милиции с нами не обсуждались. Реформа ГФС разрабатывалась МВФ. Каждые две недели у нас техническая миссия. Фонд нас поддерживает и считает, что некоторые задачи мы сделали быстрее, чем планировалось”, – сказал ЭП глава ГФС Роман Насиров.
Вопрос ликвидации налоговой милиции, по его словам, это вопрос парламента.
“Я считаю, что в течение нескольких месяцев налоговая милиция ликвидирована не будет. Невозможно сегодня, когда мы два раза в неделю ликвидируем конвертационные центры, сказать, что налоговая милиция нам не нужна. Это может быть отдельный орган, или профильные подразделения в разных ведомствах”, – говорит Насиров.
Хотя глава ГФС, которому уже давно пророчат отставку, соглашается с тем, что налоговую милицию надо реформировать.
Главный риск всех этих планов относительно налоговой милиции – пока все они только на уровне заявлений и очень легко могут “утонуть” в бюрократической возне. Реформа возможна при наличии реальной готовности правительства что-то изменить.
Джерело: epravda.com.ua