Украину ждет новый бум рейдерских захватов бизнеса

Share Button

Новые законодательные изменения развязали руки охотникам за чужим имуществом.

В Украине могут участится случаи рейдерских захватов предприятий. С 1 мая этого года Минюст окончательно передал права регистрации бизнеса и недвижимости на места. Таким образом рассчитывают ликвидировать очереди к госрегистраторам и устранить коррупцию.

Благодаря новой редакции законов о госрегистрации вещных прав на недвижимость и о госрегистрации юридических и физических лиц, с начала года нотариусы получили все полномочия государственных регистраторов прав на недвижимое имущество, то есть, могут регистрировать сделки без совершения нотариального действия. Схожие нормы касаются и регистрации бизнеса.

Теперь оформить бумаги можно не только через частных нотариусов, но и в исполкомах сельсоветов, рай- и горадминистраций, а также у аккредитованных субъектов (центры предоставления админуслуг, “Укрпочта” и др.).
Как показали первые итоги жизни по новым правилам, очереди действительно исчезли. Но юристы, занимающиеся корпоративными конфликтами, считают, что законодательные новации упрощают жизнь не только честным предпринимателям, но и рейдерам.

Бизнес по липовым справкам

Сейчас нет законодательного требования нотариально заверять переуступку корпоративных прав. В итоге госрегистратору могут представить полный пакет поддельных документов о смене собственника. И если все бумаги оформлены правильно, то госрегистратор (или тот, кто выполняет его функции) обязан внести эти изменения в реестр. Проверить подлинность документов у него нет возможности.

“За последний год в МВД открыли несколько сотен дел по статье о завладения имуществом предприятий, корпоративными правами в связи с подделкой регистрационных документов. Но приговор суда был вынесен всего один”, — рассказал руководитель практики контрактного права адвокатского объединения “Вдовичен и партнеры” Андрей Молчанов.

Впрочем, бывает, что в рейдерской схеме задействованы и нотариусы. “Нам известен случай, когда частный нотариус трижды в течение одного дня зарегистрировал смену собственника активов в госреестре”, — отметила руководитель судебной практики Pavlenko Legal Group Елена Перцова.

Это делается для того, чтобы в конце цепочки оказался так называемый “добросовестный приобретатель”, который получил уже “честный” актив, не нарушая закон. Причем, по словам, Перцовой, этот нотариус продолжает работать и сейчас.

Как отмечает директор юридического департамента управляющей компании “КИНТО” Александр Онуфриенко, в МВД стараются под любым предлогом отказать в приеме заявления о рейдерском захвате.

“В Украине сложилась практика, когда уголовно-правовые проблемы бизнеса правоохранители стараются перевести в административную или хозяйственную сферу. Проще говоря, предприниматели вынуждены искать защиты от уголовщины в административном или хозяйственном суде”, — заметил Александр Онуфриенко.

Но полномочий и инструментов у этих судов для решения рейдерских дел, как показывает практика, недостаточно.

На кого охотятся рейдеры

“Мы не можем запретить субъекту вести хозяйственную деятельность, даже если знаем, что туда зашел рейдер”, — поясняет судья Окружного административного суда г. Киева Богдан Санин.

Суд может разбираться только с законностью совершения регистрационных действий. Но ведь жертве рейдерской атаки как раз важнее не допустить разбазаривания активов.

Как рассказал UBR.ua Богдан Санин, в последнее время появилась практика “разграбления” НДС-счетов предприятий. То есть, рейдеры уже не хотят возиться с перепродажей активов (это долго и довольно сложно). Вместо этого предприятие заключает ряд сделок, позволяющих перевести средства с НДС-счетов в пользу заинтересованных юр- или физлиц, да еще и сформировать им право на возмещение НДС из бюджета.

Затем предприятие просто бросают, а собственник, кроме того, что лишился примерно трети накопленного на счету НДС, после возвращения предприятия через суд, сталкивается с финансовыми претензиями налоговиков. Для такой операции выбирают предприятия с большими оборотами.

“Как показывает судебная практика, переуступка доли или ее части без нотариального заверения — это ворота для самого черного рейдерства”, — говорит судья Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) Валерий Картере.

В качестве примера он приводит нашумевший случай, когда после гибели в АТО американца украинского происхождения Марка Пославского, появился протокол общего собрания, согласно которому Пославский передал 97% своего аграрного бизнеса в Украине другому лицу.

“Это произошло в 2014 г., но только в мае 2016 г. закончился последний процесс ВХСУ по данному делу. И хотя в суде было доказана подделка документов, еще осталась масса юридических “крючков”, которые могут затянуть окончательно решение вопроса”, — поясняет Валерий Картере.

Судья ВХСУ считает, что на этапе перерегистрации прав на долю в предприятии или смены уполномоченного лица, которое может подписывать документы от имени юр- или физлица, необходимо нотариальное засвидетельствование документов.

“Также надо четко устанавливать личность того, кто принес документы, чтобы потом хотя бы правоохранители могли его найти”, — подчеркнул Валерий Картере.

Чего ждать и что делать

В Минюсте проблему признают и обещают подправить законодательство. Директор департамента госрегистрации Минюста Виталий Гайдук говорит, что в парламент уже подан законопроект о нотариальном заверении перехода корпоративных прав.

“Теперь все зависит от депутатов. Хотя уже были возражения, мол, новые требования чреваты дополнительными расходами для бизнеса, ведь за услуги нотариуса надо платить”, — сказал Гайдук.

Александр Онуфриенко считает, что 500 грн. (максимальная стоимость услуги нотариального заверения в Киеве) не критичны для любого, даже самого мелкого предприятия.

А пока законопроект не принят, в Минюсте советуют обращаться в комиссию по вопросам рассмотрения жалоб в сфере госрегистрации при их ведомстве.

“Она не решает вопросов по праву собственности или подделке документов, но позволяет выиграть время у рейдеров, отменив то или иное регистрационное действие. У предпринимателя есть 30 дней с момента, когда он узнал о нарушении своих прав собственности”, — говорят в Минюсте.

Комиссия через приказ Минюста может отменить регистрацию или даже блокировать доступ к реестрам (временно или навсегда) нотариуса или госрегистратора.

Хотя за этот год зафиксирован единственный случай аннулирования доступа нотариусу к реестру недвижимости. Кроме того, это только задержит рейдера, который теперь может обратиться к “неограниченному кругу лиц”, уполномоченных совершать такие регистрационные действия.

По мнению некоторых юристов, эффективным средством борьбы с рейдерством могло бы стать предписание суда администраторам реестров о запрете совершения регистрационных действий с тем или иным объектом.

“Администраторы реестров не смогут выполнить такое предписание суда. Ведь их дело — обеспечивать техническое функционирование реестров, любые действия с реестром совершают только госрегистраторы или нотариусы”, — говорит Виталий Гайдук.

В Минюсте обещают подумать над предложением изменить ПО реестров таким образом, чтобы физически никто не мог изменить записи по конкретному объекту, а при аресте или запрете на отчуждение имущества система блокировала работу любого регистратора с конкретным объектом. “Вопрос только в том, кто будет принимать решение об отключении”, — отметил Виталий Гайдук.

Джерело: ubr.ua

Коментарі