Ми не даємо хабарів? Корупція як частина нашої природи
Проблема коррупции стара как мир и по-прежнему актуальна.
В Украине тема борьбы с коррупцией и мошенничеством стоит особенно остро, поскольку наша страна продолжает медленно сдавать экзамены на зрелость.
Сложность в том, что коррупция и мошенничество с давних времен стали частью нашей природы.
Каждый из нас лично никогда не обманывает и не дает взяток.
Нам просто очень нужно получить контракт или побыстрее решить вопрос с документами.
Когда кто-то другой несет чиновнику взятку, мы уверены, что это плохо, но за собой, причем совершенно искренне, таких грехов не замечаем.
Несмотря на все уроки истории, корпоративные и государственные скандалы с завидной регулярностью вспыхивают по всему миру, а в них фигурируют имена лидеров разных стран, включая Украину.
Одним из объяснений природы коррупции исследователи предлагают считать гипотезу Дональда Р. Кресси, который в 1973 году опубликовал “Исследование в области социальной психологии растратчиков”.
Согласно “треугольнику мошенничества” Кресси, для “темных делишек” требуются три условия: ситуация – возможность украсть, мотивация – потребность украсть, оправдание – возможность обелить себя.
Со временем треугольник превратился в четырехугольник: способности – набор определенных качеств, позволяющих людям мошенничать.
Итак, если есть силы воздействия, то должны быть и силы, способные им противодействовать. Поэтому с мошенничеством боролись и борются, ужесточая контроль, убирая мотивацию и стимулы совершать преступления, а также не давая обманщикам малейшей возможности оправдать свой поступок.
Каков результат этой борьбы? Успешные примеры есть, хотя и немного.
Среди глобальных кейсов – сингапурская стратегия борьбы с коррупцией, которая основывалась на ужесточении контроля, введении экономических санкций и наказаний на фоне дерегулирования экономики, повышения зарплат чиновников и подготовки квалифицированных управленцев.
В Финляндии коррупция считалась уголовным преступлением и регулировалась на законодательном уровне.
В Швеции государственное регулирование основывалось на стимулах, через налоги и льготы, а не на запретах. Был открыт доступ к внутренним государственным документам, была создана независимая система правосудия. Сейчас Швеция имеет один из самых низких уровней коррупции в мире.
В корпоративном бизнесе ситуация не менее интересна.
Чтобы сократить количество скандалов, связанных с мошенничеством руководителей крупных компаний, президент США в 2002 году подписал закон Сарабейнза-Оксли, который ужесточил требования к подготовке и формату финансовой отчетности компаний, создал новый режим контроля и регулирования их финансовой деятельности, изменил требования к раскрытию информации.
Подписанию закона предшествовали нашумевшие корпоративные скандалы, среди которых – скандал в компании Waste Management в 1998 году, в корпорации Enron – в 2001 году, в коммуникационной компании Worldcom – в 2002 году.
Как показывает история, закон не стал помехой “финансовому творчеству” в корпоративном мире. За ним последовало еще множество нашумевших дел.
Получается, даже самые жесткие кнуты не мешают соблазну есть пряники, а растущее число правил, законов и регулирующих норм не помогают избавиться от коррупции, а лишь повышают стоимость процесса якобы контроля над ней.
Согласно исследованиям организации по борьбе с коррупцией ACFE, мошенничество по-прежнему обходится среднестатистической организации примерно в 5% оборота, а это огромная брешь в прибыльности компаний, госсектора и национальных экономик.
Можно ли отложить привычные кнуты и пряники и найти более эффективный метод? Ответ на этот вопрос до конца не известен, но варианты уже есть.
Например, альтернативным может стать подход, в котором на первое место выйдут лидеры – политики, бизнесмены, предприниматели – и собственным примером покажут, какими должны быть компании и организации без коррупции.
На мой взгляд, у альтернативного метода избавления от коррупции есть три главные составляющие: личный пример лидеров нового поколения, совместная работа госсектора, медиа и бизнеса, а также продуманная регулярная коммуникация на всех уровнях.
Важно создать такие условия, в которых дела будут говорить громче законов.
Во-первых, принять простой набор норм и правил, который знают и неукоснительно соблюдают все без исключения.
Во-вторых, лидеры не должны интерпретировать правила, они должны стать образцом следования этим правилам, не бояться инициировать расследования в своих организациях, находить и анализировать нарушения бизнес-этики.
В-третьих, важно говорить не столько о том, что запрещено, сколько о том, что необходимо сделать, каким моделям поведения следовать, как и где искать инновационные методы борьбы с коррупцией, определять, какие методы уже эффективно работают и какие результаты приносят.
Все это важно делать системно и на всех уровнях: в бизнесе, общественно-политических структурах и госорганах.
Возможно, это прозвучит как утопия, но я уверена: таким образом мы сможем разорвать порочный круг преступления-наказания или кнута-пряника и заложить основы новой культуры управления, ведения бизнеса, взаимоотношений. Культуры, в которой ни кнут, ни пряник не понадобятся.
Ольга Дьякова, керуючий партнер агентства O2PR,
голова громадської організації SlowFood Kiev,
співзасновник українського fashion-бренду Moii