Бизнес и недвижимость стали доступнее для рейдеров?

Share Button

С 1 мая 2016 года Министерство юстиции окончательно сняло с себя бремя регистрации бизнеса и недвижимости. Эти полномочия получили нотариусы, аккредитованные субъекты и местные органы власти.

Отметим, что в последние несколько лет требования законодательства по оформлению документов, которые необходимо предоставить для государственной регистрации юридического лица, а также изменений в сведениях о нем, взяли кардинальный курс на упрощение.

Например, для облегчения условий ведения бизнеса подлинность подписей учредителей или уполномоченных лиц на учредительных документах не подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Отменено и требование об обязательном нотариальном заверении учредительного договора; добровольным, а не обязательным стало использование субъектами хозяйствования частного права печатей.

Такие изменения, с одной стороны, действительно облегчают ведение бизнеса, но с другой — создают лишний риск совершения противоправных действий по отношению к владельцам корпоративных прав.

Эта и другие проблемы обсуждались в ходе круглого стола «Последние тенденции рейдерских захватов в Украине» 26 мая 2016 года. Участники мероприятия обсудили способы и методы рейдерских захватов; риски, которые стали возможны с принятием обновленного Закона «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований», а также судебную практику в этой сфере.

В частности, докладчики отмечали, что сегодня в законах отсутствует требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок, предметом которых является распоряжение корпоративными правами, а, согласно ст. 209 ГК Украины, в случае отсутствия требования в законе сделка может быть удостоверена нотариально только по договоренности сторон. В результате для того, чтобы изменить учредителей юрлица, достаточно подать государственному регистратору в простой письменной форме заявление физического лица о выходе из состава учредителей, или иной документ о переходе или передаче доли учредителя в уставном капитале юридического лица, или, наконец, решение уполномоченного органа о принудительном исключении лица из состава учредителей.

При этом госрегистратор не имеет полномочий проверять подлинность подписей на таких документах — он лишь проверяет документы на наличие оснований для приостановления их рассмотрения или для отказа в госрегистрации. А в случае совершения противоправных действий владельцам корпоративных прав придется защищать свои интересы исключительно в судебном порядке: истребовать регистрационное дело; оспаривать регистрацию изменений; проводить почерковедческую экспертизу, которая позволит установить, что их подписи являются поддельными. Понятно, что такая процедура потребует много времени, человеческих и финансовых ресурсов и остановит нормальную деятельность предприятия.

Видимо, для того, чтобы подобные случаи не обрели массовый характер, сейчас разработан так называемый «антирейдерский законопроект». Речь идет о проекте №4216 от 14 марта 2016 года, который уже рассмотрен Комитетом Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства и рекомендован к принятию в первом чтении.

Как отметил заместитель министра юстиции по вопросам регистрации Павел Мороз, на нормы этого проекта возлагаются большие надежды.

«Значительная часть рейдерских схем реализуются путем подделки документов, а принятие такого закона значительно устранит риски совершения противоправных действий по отношению к владельцам корпоративных прав. Поэтому, мы надеемся на его скорейшее принятие», — сказал он.

Была озвучена в ходе круглого стола и еще одна существенная проблема, требующая немедленного разрешения. Она была поднята как нотариусами, так и судьями-практиками. И те, и другие отметили существенные недостатки в работе реестра недвижимости.

Так, нотариусы жалуются, что при совершении регистрации или любой сделки, которая предусматривает дальнейшую регистрацию того или иного имущества или бизнеса, они не видят в реестре наличие обременений объекта сделки. Все судебные документы, если таковые имеются, передаются нотариусам в виде рассылок или находятся в разных реестрах, а это очень большой объем информации. Чтобы найти тот или иной документ, свидетельствующий, например, о наложении ареста на имущество, нотариусу нужно просмотреть присланные ему документы в отдельной папке или искать информацию в многочисленных реестрах. При этом единой системы поиска не существует, и такая проверка может занять много часов. Практически это сделать очень трудно, как жалуются нотариусы, а сам процесс ведет к огромному риску совершить ошибку.

Судьи, в свою очередь, отмечают, что на практике к совершившему ошибку нотариусу может быть применено, максимум, порицание, поскольку всегда можно оправдаться и сказать, что физически не увидел то или иное обременение. Причем так может оправдаться как добропорядочный специалист, который совершил ошибку ненамеренно, так и тот, который сделал это осознанно.

Данная проблема была озвучена присутствующему на мероприятии директору Департамента государственной регистрации Минюста Виталию Гайдуку, и нотариусы и судьи надеются, что в ближайшее время в систему реестров будут внесены изменения, а также информация о том, что на данный момент в отношении того или иного имущества есть судебные обременения, которая будет видна в виде всплывающего окна или в отдельной папке по данному объекту. Это даст возможность избежать ошибки или, как минимум, оправдаться, если она все же была ненамеренно совершена.

Задавали участники встречи Виталию Гайдуку и много вопросов на тему рейдерства. Всех интересовало, к примеру, действительно ли реестр надежно защищен; не появились ли у мошенников лишние соблазны и возможности отобрать чужое имущество. Директор Департамента госрегистрации поддержал коллег из Минюста и отметил, что такие опасения сильно преувеличены. По его словам, законы о госрегистрации являются новаторскими; идут в авангарде реформ, а другие сферы реформируются не так быстро. В связи с этим и складывается впечатление, что у нас якобы увеличились возможности для рейдерских захватов. На самом же деле многое сегодня зависит от того, как качественно работает система правоохранительных органов.

В свою очередь, судьи, изучавшие практику рейдерства, отметили, что таким незаконным операциям немало способствует нынешний курс на децентрализацию. Поскольку новый закон позволяет совершать ту или иную сделку, практически не привязываясь к конкретному населенному пункту, для незаконных сделок обычно выбирается областная или районная глубинка, где плохая связь и перебои с Интернетом. Как результат, тому же нотариусу технически сложнее проверить объект по всем реестрам, найти судебные обременения и т.д.

Подробнее об этом читайте в статье «Риски, которые таит регистрационная реформа».

 

Анна Шульгина, Судебно-юридическая газета

Джерело: sud.ua

 

Коментарі