Как бизнес развивает образование
“Что-то физики в загоне, что-то лирики в цене”. Эта бородатая шутка до сих пор остается актуальной: кажется, среди тех, кто выбирает будущую профессию, приверженцев гуманитарных дисциплин больше, чем технарей. Взять хотя бы ВНО — на математику зарегистрировалось намного меньше абитуриентов, чем на историю. Кто же будет развивать технологии и производство? И что сможет предложить рынок труда армии юристов и экономистов?
Эту проблему пытаются решить глобально. Например, сейчас государство увеличивает свой заказ на подготовку айтишников. Но этого мало — необходимо стимулировать изучение естественно-математических дисциплин, заинтересовывать ими еще в школе, чтобы старшеклассники выбирали специальность не потому, что есть шанс поступить на бюджет, а потому, что им интересны те или иные науки. Вузы часто жалуются на уровень подготовки школьников, на то, что на первом курсе университета приходится наверстывать базовые школьные знания.
Кроме того, стране нужны не только айтишники. В “Стратегии развития высокотехнологических отраслей до 2025 г.” основными высокотехнологичными направлениями для Украины, без которых невозможно развитие конкурентоспособной инновационной экономики, определены: развитие информационно-телекоммуникационных технологий, высокотехнологическое машиностроение, создание новых материалов, развитие фармацевтической и биоинженерной отрасли. Можно делать реальные шаги и на местах, прямо в школах.
Центр “Развитие корпоративной социальной ответственности” (Центр “Развитие КСО”) начал социальный проект для старшеклассников “STEM: профессии будущего”. В нем участвовали пять авторитетных компаний-волонтеров: Melexis, Syngenta, Microsoft, SAP, UMG Holding и около тысячи школьников. Аббревиатура STEM расшифровывается так: наука (science), технология (technology), инжиниринг (engineering) и математика (mathematics). Суть проекта заключается в том, что в течение учебного года 10-классники (именно им через год придется выбирать будущую профессию) посещают интерактивные занятия по информатике, физике, биологии и химии прямо в офисах компаний. Последние сами определяют тему занятий, готовят спикеров среди своих работников.
“Сотрудники в восторге, — рассказывает Анна Масликова, руководитель административного отдела Melexis. — Если в прошлом году в проекте активно участвовали три-четыре сотрудника, то в этом году у нас уже сформировалась очередь… Они очень воодушевлены”. Как объяснили организаторы проекта, он ставит перед собой четыре цели. Первая — заинтересовать школьников естественно-математическими науками. Елизавета Горбунова, учительница “Скандинавской гимназии”, которая вместе с учениками уже два года подряд участвует в STEM-проекте, подчеркивает: “Этот проект очень помогает детям раскрыться. Стандартно считается, что STEM-науками могут заинтересоваться дети, успешные в школе. А у меня половина учеников-участников были “середнячками” — 5–7 баллов в табеле. И они больше всего раскрылись здесь, дети начали серьезнее относиться к учебе и выбору будущей деятельности. Многие 10-классники еще не очень представляют, кем будут, обычно родители говорят им: пойдешь туда-то. А после таких проектов они начинают уже сами решать: родители хотят туда, а мне интересно вот это”. Вторая цель проекта — показать разнообразие и междисциплинарность профессий и объяснить, что разные профессии можно объединять, и чем больше междисциплинарных знаний у тебя будет, тем более уникальным специалистом будешь.
Виктория Нечипорук, руководитель направления маркетинговых коммуникаций Microsoft Ukraine, замечает: “Чтобы быть конкурентными на рынке, нам нужны новые навыки и знания. Из десяти навыков, которые определил Институт будущего, я выделила пять новых, самых актуальных (потому что другие, такие как аналитические способности или социальный интеллект, — это, собственно, то, чем мы все уже пользуемся), которые мы обязаны формировать у детей в школах: кросскультурная компетентность (умение общаться с людьми разных культур); умение четко формулировать мысли на основании данных, полученных в новых медиа; умение работать с большими массивами данных; кроссдисциплинарные знания (сегодня недостаточно быть компетентным в одной отрасли, нужно уметь работать с коллегами: sale должен знать, что происходит в маркетинге, финансы — что происходит в sale и т.д.). На самом деле ІТ-сфера не ограничивается айтишниками. Это кроссдисциплинарная сфера, которая сегодня необходима на любой работе. Я желаю нам всем, чтобы трансформации в сфере образования происходили как можно скорее”. Третья цель проекта — мотивировать учащихся сознательно выбирать профессию, руководствуясь своими вкусами.
Елена Федько, менеджер корпоративных мероприятий и внутренних коммуникаций компании Syngenta, рассказывает: “Мы — аграрная компания, и поэтому охваченное нами направление — биология и агрономия. Как мы разрабатывали лекции? Создали рабочую группу: наши отделы PR, маркетинга, технических сервисов сидели несколько недель и брейнштормили, думали, что же такого интересного и доступного можно рассказать детям. Мы — аграрная страна, но в нас живет огромное количество стереотипов, особенно у младшего поколения, относительно аграрной сферы. И первая наша задача была разрушить стереотипы и показать, что такое аграрный бизнес для Украины. Вопрос, с которого мы начали занятия с детьми, звучал так: “Ваше представление о человеке, работающем в сельском хозяйстве?” — “Это старый дядя-тракторист с граблями и в грязных сапогах. У него есть трактор, который едва ползет”, — отвечали нам. На лекциях мы рассказывали о самых перспективных направлениях биологии — биоинженерии, биоинформатике, биотехнологии и бионике. Ну, и о том, что важно для нас, — аграрный бизнес; насколько он перспективен и важен для Украины. Агрохолдинги, и наша компания тоже, стонут от недостатка специалистов в агросфере, потому что это непопулярно, непрестижно. Когда я показывала детям уровень зарплат в зарубежных агрокомпаниях, всегда говорила, что мы спокойно можем посоревноваться с айтишниками. Но я не обманывала и признавала: в селах, в маленьких фермерских хозяйствах действительно зарплаты очень низкие. Однако каждый специалист начинает с маленького и дорастает до большого. Кроме того, мы возили детей в наши лаборатории и на опытные участки. Одна из наших целей — привлекать молодежь в агросферу. Отзывы детей очень положительные. Меня порадовали последние работы наших учеников, написанные после лекций. В них аграрий — это уже современный молодой человек, с очень хорошей маркой автомобиля, высокой заработной платой, женой и детьми, с отпуском на Мальдивах. Важно, что наши сотрудники также охотно участвовали в проекте. Для нас это перспективно — мы готовим будущие кадры, это такой наш взгляд вперед, ведь мы получим результат не сейчас, а через 10 лет”. Четвертая цель проекта — популяризация инженерно-технических профессий среди девушек. Это встречи с успешными женщинами, сделавшими карьеру в сфере STEM-профессий и весомый вклад в развитие технологий, это занятия с психологами и мотивирующие тренинги.
Энеш Бяшмурадова, ученица 10 класса столичной школы, рассказывает: “Благодаря проекту я выбрала свою профессию. С самого начала хотела идти на гуманитарное направление, так как не была уверена, что у меня получится что-то другое. Но меня всегда интересовали такие науки как химия и биология. Благодаря Syngenta я поняла, что надо не бояться, а идти к достижению цели. В проекте участвовали психологи, они объяснили нам, как пошагово достигать своей цели. Я задумалась над профессией агронома, меня также интересует медицина и биоинженерия. Теперь хожу на дополнительные занятия по биологии, — я поняла, что на самом деле мир не ограничивается гуманитарными науками. В школах нам неинтересно преподают. Мне кажется, это одна из самых больших проблем. Дети не хотят показывать и развивать себя в науках. Просто не видят в этом ничего интересного и не учат. Поэтому многие идут в гуманитарную сферу”.
По словам организаторов, в следующем учебном году проект “STEM: профессии будущего” будет продолжаться. Чтобы в нем участвовать, школы должны подать заявку с соответствующим мотивационным письмом — почему именно им интересен и важен этот проект. В результате конкурса будут определены новые участники. “Нашему образовательному сектору необходимо уделять много внимания, — говорит Виктория Нечипорук. — Проблема даже с классическими базовыми знаниями, я уже не говорю о том, чтобы заинтересовать. Если будет возможность сделать учебный процесс более интерактивным, интересным, в игровой форме, это изменит образование. На государственном уровне педагоги и врачи — наша боль, и я очень надеюсь, что в ближайшее время это каким-то образом исправят, иначе у нас не будет будущего”.
Джерело :gazeta.zn.ua