Что включат в новую налоговую реформу Украины

Share Button

Минфин обещает подать свой законопроект до конца июля

Министерство финансов продолжает работу над текстом законопроекта по внесению изменений в Налоговый кодекс. Правительству в очередной раз не удалось подготовить и принять налоговые изменения за полгода до начала их действия, то есть к 1 июля, как того требует закон. 

Тем не менее, в Минфине надеются, что депутаты смогут рассмотреть новый вариант налоговой реформы уже в сентябре и с 1 января 2017 г. эти изменения вступят в законную силу.

“К сожалению, уже сейчас ясно, что на текущей сессии этот закон принят не будет. Через несколько недель мы подадим свой проект в парламент и уже в сентябре, я надеюсь, он будет рассмотрен”, — сообщил заместитель министра финансов Евгений Капинус.

Реформа НДС

Как утверждают разработчики, главная цель — упростить администрирование налогов и сократить возможности фискалов оказывать давление на бизнес. При этом были учтены многие идеи депутатов и экспертного сообщества, которые были отвергнуты при подготовке предыдущей версии НК, принятой в конце прошлого года.

Помимо реорганизации работы самой ГФС, будет реформировано администрирование основных налогов. При этом роль НДС как главного источника наполнения бюджета будет только возрастать. Поскольку налог на прибыль предлагается заменить налогом на вывод капитала, что связано с рисками бюджетных потерь, а также реформированием уплаты НДФЛ, единого налога и т.д.

В частности, Минфин поддержал идею создания единого и публичного реестра заявок на возмещение НДС. Кроме того, как отмечает партнер “Кесарев Консалтинг” Михаил Соколов, должен быть внедрен принцип защиты налогового кредита (права на возмещение НДС).

“Если есть зарегистрированная в системе налоговая накладная и под нее депонированы на НДС-счет средства, значит налоговый кредит по ней снят быть не может. Точка. Добросовестные плательщики не должны выполнять работу фискальных органов по поиску недобросовестных контрагентов и выяснять как те сформировали свой налоговый кредит. Пусть этим займутся сами налоговики”, — пояснил Михаил Соколов.

По его словам, может быть только два случая снятия налогового кредита. Первый: если ошибочно записали налоговый кредит не тому плательщику. Второй: когда случайно сформировали налоговый кредит по операциям, которые не облагаются НДС.

“Сейчас ГФС категорически против, но мы с депутатами убеждаем налоговиков, что если операция была фиктивной, то надо прийти на предприятие, увидеть, что товара нет (то есть поставки в реальности не было) и доначислить налоговые обязательства. А если налоговая накладная зарегистрирована, то никаких претензий у ГФС быть не может”, — поясняет эксперт.

В то же время для налоговиков хотят дать инструмент для борьбы с так называемыми “скрутками” (подмены товарных позиций и реализации товаров, которых такие субъекты не производили и не приобретали). Для этого в налоговую накладную предлагается вносить первые четыре цифры кода товара или услуги (согласно УКТ ВЭД).

“Это нужно, чтобы определять, кто относится к зоне риска. Никаких штрафов за несоответствие кодов на входе и выходе с предприятия не будет. Просто налоговики должны убедиться: это ошибка или реальная подмена товара”, — пояснил Соколов.

Еще одна идея, которую продвигает первый замглавы комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Андрей Журжий касается создания отдельного корреспондентского счета в Госказначействе, куда поступают все доходы от уплаты НДС (законопроект №3848). С этого же счета погашаются все активные заявки к возмещению (по которым нет споров) и только потом оставшуюся сумму перечислять в бюджет.

“Какой бы Кабмин не был, он будет обязан возместить весь НДС и только потом думать, как свести концы с концами в бюджете. Кроме того, предлагается не ограничивать в бюджете сумму, предусмотренную на возмещение в течение бюджетного года”, — заметил Андрей Журжий.

Прочие налоги

Второй по значимости — налог на прибыль предлагается заменить, как в Эстонии, налогом на распределенную прибыль. С той лишь разницей, что теперь он называется — налог на вывод капитала.

“Мы серьезно улучшили первоначальную идею, закрыв некоторые специфические “дыры”, которые есть и сейчас в Эстонии. Операции между плательщиками вообще не надо будет контролировать, а только вывод капитала, в том числе дивидендов. Вопросы могут быть только там, где начинаются схемы. Например, если товар продан единоналожнику за одну гривну и т.п.”, — объяснила глава налоговых комитетов Общественных советов Минфина и ГФС Татьяна Шевцова.

Это, по словам экспертов, позволит тотально упростить контроль и чуть ли не вовсе отказаться от первичной документации.

“База налогообложения налогом на прибыль не пропадает. Госпредприятия, которые сейчас отчисляют 75% прибыли будут так же платить новый налог, если средства будут изыматься в пользу государства в виде дивидендов. Если же их направят на развитие производства и наем персонала, то государство получит свое за счет других налогов — НДС, НДФЛ”, — говорит Шевцова.

По сути, прямым налогом облагаются все выплаты в пользу неплательщиков этого налога. Кто перечисляет деньги, тот и платит налог.

Что касается других налогов, то Минфин предлагает облегчить уплату НДФЛ малым предпринимателям. В частности, расширить перечень расходов для физлиц-предпринимателей, разрешив включать в них суммы акцизного сбора с проданных в розницу подакцизных товаров. А также дать им право обращаться в налоговые органы за помощью при заполнении годовой налоговой декларации, что по задумке Минфина, упростит их подачу и сократит количество ошибок.

Тем предпринимателям, которые продают топливо в малых емкостях, обещают отменить уплату акциза. Наконец, будет отменена плата за специальное водопользование для всех субъектов, кроме первичных водопользователей (водоканалов). Это сократит налоговую нагрузку для вторичных пользователей воды.

Джерело: ubr.ua/

Коментарі