НЮАНСЫ СУДЕБНОЙ РЕФОРМЫ
2 июня украинский Парламент окончательно утвердил закон, которым меняются нормы Конституции относительно правосудия в Украине и предусматривается судебная реформа. В частности, внесены изменения в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». Как нововведения отобразяться на правах простых граждан рассказывает Марина МАТЮЩЕНКО, адвокат, партнер юридической компании «LECON».
В соответствии с реформой, через шесть месяцев со дня вступления в силу Закона, Высшим судом в системе судоустройства теперь будет Верховный Суд Украины (далее – ВСУ), в состав которого войдут не более двухсот судей, что вдвое меньше по сравнению с общим количеством судей судов кассационной инстанции и Верховного Суда Украины в настоящее время.
Так, в составе ВСУ теперь будет действовать пять структурных подразделений:
Большая Палата Верховного Суда
Кассационный административный суд
Кассационный хозяйственный суд
Кассационный уголовный суд
Кассационный гражданский суд.
Согласно реформе, в состав каждого кассационного суда будут входить судьи соответствующей специализации. В каждом кассационном суде образуются судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел с учетом специализации судей.
Действующие суды, а именно Верховный Суд Украины, Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, Высший хозяйственный суд Украины, Высший административный суд Украины действуют в пределах определенных законом полномочий до начала работы ВСУ. После начала работы ВСУ указанные суды прекращают свою деятельность и ликвидируются. ВСУ будет создаваться как новый орган, в котором судьи будут назначаться на конкурсной основе.
Новеллой закона является создание в системе судоустройства двух новых высших специализированных судов, как судов первой инстанции по рассмотрению определенных категорий дел: высшего суда по вопросам интеллектуальной собственности и высшего антикоррупционного суда. Пересмотр решений указанных судов будет осуществляться ВСУ.
Из вышеизложенного следует, что система устройства хозяйственных судов будет выглядеть следующим образом:
– местные окружные хозяйственные суды (будут созданы заново или реорганизовываться на основе действующих в зависимости от административно-территориальной реформы);
– апелляционные хозяйственные суды (существуют на сегодняшний день и скорее всего, могут измениться незначительно);
– кассационный суд в составе ВСУ.
Система устройства административных судов будет выглядеть следующим образом:
– окружные административные суды;
– апелляционные административные суды (существуют на сегодняшний день и возможно, не будут значительно изменены);
– кассационный административный суд в составе ВСУ.
Кроме того, частью судебной реформы в Украине является предоставление адвокатам исключительного права на представительство в судах.
Не секрет, что введение подобной «монополии» вызывает дискуссии в обществе и негативную реакцию со стороны частнопрактикующих юристов, которые считают, что подобная мера негативно скажется на правах обычных граждан. Действительно ли все так обстоит на самом деле, попробуем разобраться.
Адвокат – это профессионал, который получил в соответствии с законом не только определенный статус и допуск к адвокатской деятельности, но наряду с предоставленными правами обязан соблюдать адвокатскую этику, интересы своего доверителя, сберегать адвокатскую тайну, повышать свой профессиональный уровень. Кроме того, адвокат несет в соответствии с законом дисциплинарную ответственность, что является весомым аргументом для клиента.
По сути, на мой взгляд, основным преимуществом введения подобной нормы является повышение качества юридических услуг, вывод из тени юристов, которые не имеют достаточного опыта и навыков ведения споров в судах. Ведь не секрет, что качество юридических услуг, предоставляемых адвокатом, повышается также за счет возможности воздействовать на него через привлечение к дисциплинарной ответственности, вплоть до аннулирования свидетельства о праве заниматься адвокатской деятельностью. Стоит учесть, что при желании, а также имея свободный доступ к адвокатской профессии, любой частнопрактикующий юрист имеет возможность получить статус адвоката, пройдя сдачу соответствующего экзамена и приняв присягу. Однако, многие из них, по непонятным причинам, не выявили желания повысить свой профессиональный уровень.
Украина в данном вопросе руководствуется опытом других, успешных стран. Так, во Франции в результате ряда реформ, проводившихся с 1990 года, адвокатский статус объединил две профессии – судебного адвоката и юридического консультанта, который раньше специализировался только на консультировании и составлении судебных документов. Адвокатская монополия в данной стране предполагает повышение профессионального уровня во всех областях юридической специализации. Согласно установленным во Франции правилам, право на вступление в адвокатскую палату дается только при наличии Сертификата о праве на осуществление адвокатской деятельности (CAPA), чему предшествует обязательное обучение в соответствующем региональном подготовительном центре. После этого на протяжении всей адвокатской практики члены палаты должны повышать свою профессиональную квалификацию. Кроме того, она предполагает высокие требования соответствия адвоката моральным и этическим принципам. В частности, во Франции действуют достаточно жесткие правила в отношении обеспечения принципов независимости и соблюдения профессиональной тайны.
Германия является еще одним государством, в котором действует «адвокатская монополия». Данная практика была закреплена в ФРГ в 1950 году. Согласно статье 138 Уголовного процессуального кодекса Германии, представительство в суде в уголовном производстве может осуществлять адвокат или преподаватель права, имеющий статус «полноценного юриста» (Volljurist), который можно получить после второго государственного экзамена. Вместе с тем в мелких делах защитником может выступить и другое лицо, но действовать оно сможет только в тандеме с «полноценным» адвокатом.
Монополия на осуществление юридической деятельности существует также в США. Представлять интересы клиентов в американских судах имеет право только лицензированный адвокат, получивший профессиональное образование в аккредитованном Ассоциацией американских юристов (American Bar Association, ABA) вузе, успешно сдавший экзамен, а также постоянно повышающий свою квалификацию. При этом адвокат имеет право представлять интересы своего клиента в суде только того штата, в котором ему была выдана лицензия.
Что касается оплаты труда адвоката, руководствуясь собственным опытом, могу отметить, что клиент готов оплачивать за качество предоставляемых услуг, и, как правило, наличие адвокатского удостоверения не влияет на их стоимость. И вся полемика вокруг высокой стоимости адвокатских услуг по сравнению со стоимостью частнопрактикующих юристов не имеет достаточных оснований, так как фактически рынок и состояние экономики диктует свои условия. Не стоит забывать, что в Украине несколько лет назад принят и действует закон, в соответствии с которым малоимущим гражданам не только гарантируется, но и предоставляется бесплатная первичная и вторичная правовая помощь.
На мой взгляд, важным аспектом является повышение в нашей стране статуса адвоката, который должен быть расширен. Так, на практике адвокату достаточно сложно получить необходимую информацию в связи с тем, что зачастую представители как государственных, так и частных структур просто игнорируют на запросы ввиду отсутствия эффективного способа защиты профессиональных прав адвоката. Наряду с другими проблемами, большой сложностью на сегодняшний день является возможность взыскания с виновного лица стоимости адвокатских услуг. Фактически, суды либо отказывают в подобном возмещение, либо сумма такого возмещения слишком мала.
Стоит также отметить, что законопроектом предусмотрен срок на введение монополии адвокатов, что позволит частнопрактикующим юристам как завершить начатые дела, так и получить адвокатское удостоверение. Так, исключительно адвокатами будет осуществляться представительство в судах: кассационной инстанции – с 1 января 2017 года; апелляционной инстанции – с 1 января 2018 года; в судах первой инстанции – с 1 января 2019 года. Также предусмотрена норма, в соответствии с которой законом могут быть определены исключения по представительству в суде в трудовых спорах, в спорах по защите социальных прав, по выборам и референдумам, в малозначительных спорах, а также касательно представительства малолетних или несовершеннолетних лиц, которые признаны судом недееспособными или дееспособность которых ограничена.
Таким образом, учитывая, международный опыт, вполне обоснованным можно считать нововведение по представительству интересов клиента в суде только адвокатами, поскольку профессиональная этика, независимость и профессионализм должны стать основой предоставление юридических услуг в Украине.