Бизнес в регионах: отличия от городов-миллионников
Из-за «вспышек» кризиса бизнес в Украине не может развиваться в полную силу, но все же и не тонет.
Из-за кризиса с сопутствующими массовыми сокращениями многие украинцы начали активно пробовать себя в бизнесе. Причем, начинающих предпринимателей становится больше не только в мегаполисах – бизнес в регионах также демонстрирует рост.
UBR.ua узнавал у экспертов об особенностях открытия своего дела в маленьких городах: сколько денег нужно для старта бизнеса, какие отрасли более прибыльны в регионах, как складываются взаимоотношения предпринимателей с властями, проверяющими органами.
На кого жалуются предприниматели
Основной проблемой ведения бизнеса в небольших населенных пунктах, да и по всей Украине, большинство предпринимателей называют трудности с Государственной фискальной службой.
Отчет Офиса бизнес-омбудсмена Украины свидетельствует о том, что за II квартал 2016 г. больше всего жаловались (78% обращений) представители МСБ (малый и средний бизнес), которые работают в сферах: промышленность, сельское хозяйство, бизнес-услуги, оптовая торговля. Активнее всего информировали о нарушениях жители Киева (95 обращений), Киевской (21), Харьковской (11), Одесской (11), Днепропетровской (9) областей. Отсутствовали жалобы из Черниговской области и АР Крым.
“Вопросы взаимодействия бизнеса с фискальными органами оставались самыми проблематичными для бизнесменов во II кв. 2016 г.: налоговые проверки, электронное администрирование НДС, задержки с возмещением НДС, уголовные производства, инициированные ГФС против бизнеса”, — отметил UBR.ua бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета.
Продолжают быть сложными отношения бизнеса со структурами органов местного самоуправления. Проблемные решения принимались относительно земельных вопросов, регулирования развития малого бизнеса в регионах. Трудными остаются взаимодействия с силовыми структурами: превышение полномочий при обысках, открытие уголовных производств для давления на бизнес.
Среди положительных тенденций по результатам квартала — снижение количества жалоб, касающихся регистрации бизнеса, прав собственности. Это свидетельствует об успешной реализации реформы регистрационных услуг. Заметно уменьшилась интенсивность тех жалоб бизнеса, что относятся к получению разрешений / лицензий.
“Проблема лицензирования остается все еще актуальной для наших предпринимателей. До сих пор нет единого законодательного решения по условиям лицензирования. В Украине порядка 30-ти видов деятельности, подлежащих лицензированию. Когда дело касается бизнеса в регионах, зачастую нужно посещать столицу для получения нужных документов, а это – время плюс деньги. Иногда ездить приходится много раз”, — заметил UBR.ua гендиректор Союза предпринимателей малых, средних и приватизированных предприятий Украины Вячеслав Быковец.
Бизнес в регионах испытывает трудности с электрификацией
Предпринимателей очень выручает мораторий на проведение проверок бизнеса с ежегодным оборотом до 20 млн. грн. Однако, “налоговики” все же продолжают инспектировать, проводить надзор за предпринимателями, хоть уже менее рьяно.
Актуальным для регионов остается вопрос взяток. Часто, для того чтобы “решить вопрос” или получить нужное разрешение, начинающим предпринимателям приходится “заносить” нужным людям.
“Например, чтобы подключить предприятие к электроэнергии, малый и средний бизнес в регионах вынужден платить взятки монополистам. Иначе они выставят для тебя неподъемные тарифы / технические требования. Если мелкие предприниматели просто платят, то более крупному бизнесу выставляются такие “счета”, что платить просто нецелесообразно — дешевле построить свою подстанцию. Но здесь, опять же, без согласования с монополистами ты ее не подключишь. Эта проблема актуальна для большинства регионов Украины”, — рассказал UBR.ua председатель ассоциации работодателей “Сиверщина” Виктор Лазарь.
Многие “разборки”, споры представителей регионального бизнеса с монополистами или проверяющими органами редко получается разрешить: в регионах разглашаются лишь некоторые важные события, не говоря уже о том, чтобы доказать свою правоту через украинские суды. Там элементарно сложно найти толкового юриста, чтобы он за вменяемые деньги отстаивал интересы предпринимателей.
“Не всегда в небольших городах удаётся привлечь должное внимание прессы, общественности к проблемам малого и среднего бизнеса регионов. Проблема судов по-прежнему остается актуальной для всей страны, а не только для регионов”, — отметил UBR.ua генеральный директор рейтингового агентства “Евро-Рейтинг” Григорий Перерва.
Торговля — двигатель прогресса
Несмотря на все сложности, начинающих предпринимателей, которые готовы рискнуть, начав свое дело в кризис, становится все больше в регионах. Активней всего развиваются Западные области, Юг Украины. Перспективными эксперты также назвали Центральный и Восточный регионы (Харьковская область).
Самое главное, это правильно провести анализ конкретного рынка, занять выгодную нишу:
IT-сфера, интернет-магазины
аграрный сектор
торговля
гостиничная плюс туристическая отрасли
услуги на дому
“При старте своего бизнеса, необходимо обратить внимание на уровень развития конкретного региона, его материальную базу, наличие должного объёма вакантных арендуемых площадей и какие условия у горсовета на его размещение. Ведь у каждого региона могут быть свои требования. Что касается конкретно аренды, то зачастую самые “лакомые” места давно заняты”, — заметил нам Вячеслав Быковец.
Быстрее поможет раскрутиться грамотно выбранная ниша, где конкуренция в городе или селе меньше всего. Или же где наблюдается, к примеру, дефицит какой-то группы товаров. Всегда актуальным для бизнеса в регионах будет отсутствие своего производства, как следствие – зачастую там востребованы обувь, одежда, бытовые товары, товары для дома…
Как показывает практика, порядка половины предпринимателей начинает свой бизнес с торговли.
Как правило, начинающий предприниматель рассчитывает на собственные накопления или одолженные у знакомых/родственников средства. К сожалению, взять кредит по-прежнему остается непосильной задачей — кредитные средства очень дорогие, процентная ставка может доходить до 30%. Предоставить ликвидный залог, дважды превышающий по стоимости сам кредит, редко оказывается возможным и уместным для представителей бизнеса в регионах.
Джерело: domik.ua