Что думает бизнес о новом Налоговом кодексе

Share Button

На прошлой неделе на сайте Министерства финансов был размещен проект закона “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины”. Что думает бизнес по поводу изменений в налоговое законодательство?

Это не реформа

Изменения в Налоговый кодекс не вылились в фискальную революцию, как рассчитывали многие. Не произошло главного — уменьшения налогового давления на бизнес и введения ответственности налоговиков.

“Также не обеспечено введение моратория на внесение изменений в налоговое законодательство в течение 3-5 лет”, — рассказал UBR.ua президент Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе.

По его мнению, законопроект не является завершением налоговой реформы, как приоритета, о чем говорил министр финансов Александр Данилюк. Предложенные изменения в большей степени касаются только перераспределения функций между Государственной фискальной службой и Минфином.

“К сожалению, предложенные Министерством финансов изменения Налогового кодекса не являются по своей сущности реальной налоговой реформой, поскольку бессистемны и противоречивы”, — считает управляющий партнер АО “Suprema Lex” адвокат Виктор Мороз.

В частности, предлагается ввести в действие единый реестр заявлений на возмещение НДС, предоставляются льготы по уплате налога на прибыль до 2021 г., увеличен срок регистрации налоговых накладных, изменен статус налоговых консультаций и предлагается к внедрению полноценный электронный кабинет налогоплательщика, вместо налоговой милиции вводится финансовая полиция, которая будет иметь практически те же полномочия, что и налоговая милиция.

Налоговый консультант Киевского Центра поддержки и развития бизнеса Александра Томашевская отмечает, что большинство правок носит “косметический” характер либо исправление допущенных ошибок. Например, введение одного открытого реестра бюджетного возмещения НДС вместо нынешних двух давно обсуждалось как необходимость, поскольку непонятной была разница в очередности получения такого возмещения.

Для борьбы с так называемыми “скрутками” предложено ввести детализацию по кодам УКТ ВЭД на все без исключения товары, а также услуги.

“Указанная норма позволит фискалам мониторить покупку плательщиками “ненужных” товаров с целью перекрыть обязательства по НДС. Нужно сказать, что налоговая служба и так достаточно быстро разоблачает такие подходы, только в проекте фактически предлагается углубить аналитику”, — поясняет Александра Томашевская.

По ее мнению, интересной нормой для субъектов малого предпринимательства являются налоговые каникулы по налогу на прибыль.

“Этот эксперимент уже был в тексте НК в редакции 2011 года (льгота закончилась в 2015 году), и он не был признан успешным. Однако новое — хорошо забытое старое”, — пояснила Томашевская.

Речь идет о том, чтобы с 1 января 2017 г. и до 31 декабря 2021 г. для плательщиков налога на прибыль с годовым доходом в пределах 3 млн грн применялась льготная ставка по налогу на прибыль в размере 0 %. Как и в 2011-м, сотрудники такого предприятия весь год должны получать зарплату не ниже двойной минимальной.

“По нашим данным, указанной льготой воспользовалось не более 5% общего числа субъектов малого предпринимательства. Это связано с тем, что льгота предусмотрена лишь по налогу на прибыль, но фирма должна платить НДС на общих основаниях, и экономия по прибыли “выливается” в дополнительные платежи по зарплатным налогам”, — говорит Томашевская.

В результате, по мнению Григола Катамадзе, предложенные Минфином изменения позволят урегулировать только точечно отдельные проблемные вопросы администрирования конкретных налогов, но не решат общую проблему совершенствования налоговой системы Украины путем ее либерализации, а именно: сокращения количества налогов и уменьшения их ставок, что дало бы возможность выхода экономики Украины из тени, и, таким образом, увеличения поступлений в бюджет.

Позитив и негатив

Из позитивных новаций нового документа можно выделить введение “полноценного электронного кабинета налогоплательщика”, что должно свети к минимуму личное общение плательщиков с налоговиками и тем самым уменьшит проявления коррупции.

“Однако, хочется сказать, что налогоплательщики — члены Ассоциации — отмечают, что на сегодняшний день этот инструмент, по сути, работает только как “почтовый ящик”, — отметил Григол Катамадзе. Сами налоговики признают, что функционал электронного кабинета нуждается в доработке. В результате положительные нововведения могут реализоваться на практике чисто “формально”. По словам Александры Томашевской, несмотря на все усилия предыдущих лет, значительная часть коммуникации с налоговой инспекцией оставалась личной: подъехать подать в канцелярию заявление, зарегистрировать книгу учета, запросить сверку взаиморасчетов или справку о налоговом резидентстве — это отнимает достаточно много времени и сейчас.

“Достоверный и полный доступ налогоплательщика к своей налоговой информации — как указано в проекте — с 6 утра до 22 вечера ежедневно — это большая инновация в фискальном ведомстве”, — считает Томашевская.

К другим позитивным новациям в Ассоциации налогоплательщиков относят обнародование плана-графика документальных плановых проверок на сайте ГФС Украины и публикация его в официальном издании. А также ограничение камеральных проверок сроков в 30 дней и увеличение срока предупреждения о грядущей проверке с 10 до 15 дней. Кроме того, налоговиков лишат права требовать копии документов, относящихся к предмету проверки.
Для граждан важной нормой является исключение из состава объектов налогообложения налогом на имущество хозяйственных (приусадебных) зданий.

Для бизнеса приятной новостью станет норма о том, что невозврат или несвоевременное возвращение сумм излишне или ошибочно уплаченных налогов, такие суммы считаются задолженностью бюджета. На сумму долга начисляется пеня на уровне 120% учетной ставки НБУ, установленной на момент возникновения пени, в течение срока ее действия, включая день погашения.

Отраслевые интересы

Отраслевые ассоциации и представители отдельных отраслей недовольны проектом налоговой реформы.
В частности, в новой версии Налогового кодекса нет ни слова о возобновлении льгот по НДС для аграриев: до начала 2016 г. селянам возвращалось 100% налога на добавленную стоимость на специальные счета, и они могли использовать эти средства на развитие бизнеса. Хотя только накануне представления Минфином документа профильные организации сообщили, что договорились с властями о полном возврате преференций.

В Украинской аграрной конфедерации UBR.ua рассказали, что 5 августа прошло расширенное совещание представителей отраслевых ассоциаций у первого вице-премьер-министра Степана Кубива и, якобы, достигнуты договоренности о внесении изменений в налоговый кодекс о восстановлении с 1 января 2017 г. льгот по НДС.

Эту информацию UBR.ua подтвердил и заместитель руководителя Аграрной партии Украины Денис Марчук. По его словам, на возобновление льгот по НДС с начала следующего года могут рассчитывать животноводы (занимающиеся разведением КРС, свиней, птицы), садоводы и виноградари, овощеводы и свекловичные хозяйства.

“Растениеводство в этот список не попало. Скорее всего, для мелких и средних фермеров, работающих в этом сегменте, будут предусмотрены прямые дотации. Уже в ближайшее время из Администрации президента в парламент будет направлен законопроект о распределении 400 млн. грн. кредита от ЕБРР под проекты для малых и средних фермерских хозяйств”, — пояснил Марчук.

При этом он признает: расслабляться селянам рано, ведь пока договоренности носят декларативный характер и никаких гарантий того, что долгожданные изменения все- таки внесут в налоговый кодекс, нет.

“Если этого не произойдет, аграрии договорились на недавнем форуме в Хмельницкой области начать массовые митинги по всей стране уже с сентября. Причем, они будут гораздо масштабнее, чем в прошлом году, ведь фермеры уже смогли оценить на практике работу без льгот: за год производство молока в стране упало на 10%, а посевные площади сократились на 13%”, — рассказал UBR.ua Денис Марчук.

В свою очередь, табачники недовольны возможной отменой налогообложения для ввоза не переработанного табачного сырья, а также его покупка табачно-ферментационными заводами у местных производителей и продажа переработанного табака производителям сигарет.

“Предложенные акцизные изменения с нашей компанией не обсуждались. Мы как производитель возражаем против них, и уже направили соответствующие обращения в бизнес-ассоциации”, — рассказал UBR.ua директор Отдела корпоративных вопросов и коммуникаций JTI Украина Александр Когут.

По его словам, это создаст благоприятные условия для развития нелегального производства табачных изделий. Так как освобождение от налога не сопровождается установлением механизма контроля за объемами ввезенного, переработанного и реализованного табачного сырья, что позволит табачно-ферментационным заводам продавать сырье нелегальным производителям

“А с учетом того, что табачно-ферментационные заводы, в отличие от производителей табачных изделий, не получают лицензии на этот вид деятельности и не обязаны отчитываться об объемах ввезенной, произведенной и реализованной продукции, то предложенные законодательные изменения приведут к бесконтрольности операций с табачным сырьем”, — считает Александр Когут.

По его мнению, развитие теневого рынка неизбежно приведет к уменьшению поступлений в бюджет.

О том, что Минфин не согласовывал с экспертным сообществом планируемые изменения топливного акциза заявил UBR.ua и руководитель специальных проектов НТЦ “Психея” Геннадия Рябцев. Как уже писал UBR.ua, таких корректировок несколько. Большинство из них вполне оправдано и их нужно было внести уже давно, пояснил Рябцев.
Например, вывод из системы электронного администрирования реализации горючего и соответственно отмены необходимости регистрации плательщиками акцизного налога лиц, реализующих топливо в емкостях до 2 литров.

“К примеру, целый год продавцы бытовых растворителей на основе бензина, разлитых в емкости до 2 л, платят акциз наравне с торговцами автомобильным топливом”, — пояснил Геннадий Рябцев.

Вторая новация — установление для чистого бутана, который используется в качестве стабилизатора сжиженного газа для коммунальных нужд, ставки акциза на уровне ставки для пропана.

“Акциз на бутан на уровне бензинового (171,5 евро/1 тыс. л) это вообще глупость, ведь бутан это лишь составляющая автогаза (пропан-бутан) и никакого отношения к бензину не имеет. Профильная Ассоциация операторов рынка нефтепродуктов просила Минфин устранить это недоразумение еще в феврале прошлого года”, — рассказал Рябцев. Но в данных корректировках, по словам эксперта, настораживает несколько нюансов. Прежде всего, акциз почему-то отменяется лишь для бутана “для коммунальных нужд”.

“Кроме того, его по-прежнему предлагают насчитывать на тысячу литров газа, тогда как в ЕС — на 1 тыс. кг, ведь плотность, а, соответственно, и объем существенно меняется при изменении температуры”, — пояснил Рябцев.

На пользу рынку должна пойти и отмена возможности уклонения от уплаты акцизного налога путем отпуска топлива для собственного потребления и передачи оного третьему лицу по поручению собственника.

“Сейчас эту лазейку массово используют. Скажем, закупают по безналу топливо, не уплачивая полагающиеся 0,042 евро цента/л, а потом продают топливные талоны, естественно, ориентируясь на рыночные цены бензина и дизеля”, — сказал эксперт.

Впрочем, по его словам, Минфин не услышал главного требования рынка — перевести начисление акциза с евро в гривну без привязки к курсу. Ведь пока чиновники выставляют счета в валюте, у продавцов нет возможности долгосрочного планирования.

“Можно строить какие-то планы и прогнозировать ситуацию максимум на три месяца”, —  отметил Геннадий Рябцев.
Но многие предложения могут быть не учтены, так как Минфин установил довольно жесткие сроки для общественного обсуждения.

“Полагаю, что в свете бессистемной и поверхностной налоговой реформы, именно с целью ограничения интересов бизнеса в реформировании налоговой системы и при этом создания видимости активного обсуждения общественностью налоговой реформы и предлагаются сокращенные сроки для подачи предложений и замечаний к законопроекту”, — отметил Виктор Мороз.

Джерело: ubr.ua

Коментарі