Мокрое дело: что принесет отмена печатей в Украине
Принятый в первом чтении 8 сентября законопроект №4194, которым отменяется обязательное использование печатей юридическими лицами и физлицами-предпринимателями, был радостно воспринят интернет-сообществом Украины. Большинство наших прогрессивных соотечественников осознают, что мокрые печати, как и многие материальные атрибуты ведения бизнеса (документация на бумажных носителях, трудовые книжки, личное присутствие для заключения договора с банком и пр.) – это пережитки прошлого. Однако юристы, каждый день сталкивающиеся с корпоративными конфликтами, рейдерством и прочим мошенничеством, понимают, что подобные «упрощения» могут обернуться огромными проблемами для бизнеса.
Первая «печатная революция» в Украине была намечена еще на 2014 год – именно тогда формулировки вокруг слова «печать» в отечественном законодательстве с «должна быть» заменили на «может быть». Таким образом, законотворцы оставили на выбор самих предпринимателей, использовать ли им печати и требовать ли их использование от своих контрагентов.
Время расставило все по местам – бизнес не захотел добровольно отказываться от мокрых печатей: все как использовали их, так и продолжили это делать. Понять предпринимателей легко – уровень мошенничества в стране и так высок, а наличие печати хоть ничего и не гарантирует на 100%, но повышает уровень доверия к документу, на котором она стоит.
И вот теперь Верховная рада находится в шаге от полной отмены использования печатей в хозяйственной деятельности. В качестве главного аргумента в пользу такого решения приводится опыт развитых стран, большинство из которых уже отказались от оттисков на документах, а обходятся лишь росписью представителей сторон на бумаге.
Довод абсолютно верный, и с ним спорить тяжело. Как и с тем, что уровень преступности, мошенничества, коррупции в госорганах Украины намного выше, чем на Западе. К этому еще стоит добавить неработающие законы и практически нулевое доверие к судебной системе (и не безосновательное).
Совсем недавно в Украине была проведена другая «современная и европейская реформа» в сфере государственных реестров прав собственности и возможностей вносить в них изменения. Напомню, с 2016 года любой нотариус имеет право вносить изменения в государственные электронные реестры относительного любого имущества и корпоративных прав.
Как результат, с начала года уровень рейдерства в Украине возрос в десятки раз: число рейдерских атак только за январь-август уже измеряется тысячами. И только после ряда резонансных дел, в которых уже «поучаствовали» крупные иностранные фирмы, а также обнародования проблемы, Минюст начал координировать свою работу с МВД. В итоге был подготовлен пакет изменений в законодательство для борьбы с рейдерством.
Можно предположить, что законопроект об отмене печатей будет принят во втором чтении и в целом осенью этого года. Он вступит в силу через три месяца после публикации, и у органов исполнительной власти будет еще три месяца на приведение в соответствие новому закону своих нормативных документов. Таким образом, «печатная революция» может произойти весной следующего года.
В юридической среде это порождает опасения, что весной-2017 Украину захлестнет волна рейдерских атак и корпоративных конфликтов. На фоне коррумпированной судебной системы это приведет к катастрофе в плане условий ведения бизнеса в нашей стране.
Вспомните, что первым делом пытаются заполучить рейдеры в случае силового захвата предприятия – печать. Несмотря на то, что печати можно подделать, именно контроль над печатью является одним из признаков контроля над бизнесом.
А теперь просмотрите всю свою документацию и представьте, что на ней нет ни одной печати, а просто какие-то непонятные закарлючки внизу страницы (именно так выглядит подпись многих людей).
И теперь представьте, что будет стоить мошенникам сделать точно такой же документ, и прийти с ним к государственному регистратору, или в банк, и к партнеру-мошеннику и заключить с ним «договор» от имени вашей компании.
Теперь к партнерам по бизнесу придется присматриваться еще внимательнее, так как им ничего не будет стоить написать свой «протокол» собрания акционеров или учредителей.
Все уставные документы, решения юридических лиц будут удостоверяться только подписями. То есть любой человек сможет подписать протокол общего собрания общества, подать документы государственному регистратору, а поскольку регистратор не уполномочен проверять подлинность подписи, изменения, принятые на таких «общих собраниях», будут внесены в ЕГРПОУ. Таким образом, потенциально возрастет количество судебных споров о признании подобных документов недействительными, тогда как лица, ответственные за корпоративную деятельность компании, должны будут постоянно держать ситуацию на контроле.
После отмены обязательности печатей возникнет больше сомнений относительно полномочий лиц-подписантов. Доверенность может быть подписана кем угодно, и убедиться в достоверности такого документа «на месте» будет практически невозможно. Единственным вариантом решения проблемы в данном случае может стать разве что нотариально заверенная доверенность.
Недобросовестные контрагенты, приняв товары или услуги, могут отрицать факт их принятия или факт подписи на актах приема-передачи, накладных, а соответственно – и не оплачивать такие товары, работы, услуги. С другой стороны, любое лицо, имея доверенность, якобы заверенную подписью директора предприятия, сможет стать «уполномоченным представителем» и получать соответствующие выгоды.
Каким образом пытаться доказать то, что подпись подлинная или поддельная? Только через суд – он будет назначать проведение судебно-почерковедческой экспертизы, от заключения которой и будет зависеть «судьба» документа, а значит – и денег или прав собственности.
Однако, когда судебный спор будет идти за активы стоимостью в миллионы долларов, кто может гарантировать, что не будет давления на судью одной из сторон, и решение будет объективным? Судебная экспертиза может длиться до 30 дней, заключение эксперта – выноситься в срок до 10 дней. Ориентировочная стоимость данного вида исследования – от 3000 гривен. При этом чем больше «материала» для анализа экспертом, тем больше шансов того, что будет сделан правильный вывод.
Таким образом, нельзя исключать, что теперь отдельные части договоров будут прописываться от руки -для дополнительного доказательства его подлинности. Остается надеяться, что все эти предостережения будут учтены при подготовке проекта закона ко второму чтению.
Как вариант, возможно введение норм обязательного удостоверения определенных договоров и сделок нотариусом. Это приведет к определенным затратам, однако минимизирует риски подделок и манипуляций с юридически значимыми документами.
Введение процедуры двойного подписания документов также минимизирует случаи возможной подделки документов. Поскольку никакого законодательного регулирования применения двойной подписи нет, то большинство компаний прописывают процедуру его использования по своему усмотрению.
При возможном переходе компании на процедуру двойной подписи об этом стоит информировать публично, особенно в случае сотрудничества с другими компаниями. Обязательность подписания документов несколькими лицами закрепляется в уставах предприятий или во внутренних положениях или инструкциях. Право представлять компанию может быть предоставлено в соответствии с доверенностью также двум лицам, которые могут действовать совместно.
Как бы нам ни хотелось этого, но Украина пока не готова к введению многих норм ведения бизнеса, существующих в развитых странах. У нас есть намного более существенные проблемы, решив которые, бизнес-климат в Украине улучшится, и можно будет думать об отмене печатей, и о других мерах по дерегуляции. Нельзя строить дом с последнего этажа: должен быть заложен соответствующий фундамент, которого в Украине пока нет.
Автор: Глеб Сегида,
управляющий партнер юридической фирмы «Правовест»
Джерело: forbes.net.ua