Избавятся ли украинцы от “зарплатного рабства”

Share Button

В конце сентября Кабинет министров установил новые критерии по отбору банков для обслуживания бюджетной сферы.

Количество банков, которые смогут обслуживать бюджетников и пенсионеров, сократится с 45 до 14, госбанки пройдут этот отбор в общем порядке, а украинцы так и не получат свободы выбора банка-партнера.

В Украине 12,3 млн человек получают пенсионное пособие, 390 тыс. человек – помощь по безработице и порядка 5 млн работают в бюджетной сфере. До января 2016 года эта огромная клиентская база обслуживалась в 48 коммерческих банках (до октября их осталось 45).

В январе правительство Арсения Яценюка затеяло передел на рынке бюджетных выплат. Принятое 20 января Кабинетом министров постановление №37 устанавливало жесткие критерии по отбору банков для обслуживания бюджетников и пенсионеров.

Новые правила игры были прописаны под государственные банки. Документ узаконивавший “зарплатное рабство” был воспринят в штыки всем банковским сообществом. Приватбанк, Альфа-банк, Укрсиббанк, а также Независимая ассоциация банков подали на правительство в суд.

В итоге банкам удалось заблокировать отбор по новым критериям, а правительству пришлось вернуться к пересмотру своего решения. Под давлением банковского сообщества, Международного валютного фонда и Антимонопольного комитета решать проблему уже довелось правительству Владимира Гройсмана.

22 сентября Кабинет министров снова изменил критерии отбора уполномоченных банков. Сам же документ был обнародован на сайте правительства 30 сентября.

Отныне чтобы стать банком-претендентом на обслуживание бюджетной сферы необходимо будет пройти отбор комиссией, которая будет создана при Министерстве финансов.

Составленная из представителей госорганов комиссия будет дважды в год (10 июля и 10 декабря) проводить конкурсы по отбору банков. Наличие конкурса фактически лишает государственные банки автоматического права на обслуживание бюджетной среды. Они будут вынуждены проходить отбор на общих началах.

Однако для Ощадбанка не все так плохо. За ним правительство закрепило исключительное право на обслуживание 1,7 млн переселенцев.

Чтобы принять участие в отборе, банк должен соответствовать ряду критериев. Первый из них — объем активов. Он должен составлять не менее 1% от общих активов банковского сектора, которые сейчас достигают примерно 1,28 трлн грн.

Следовательно, активы уполномоченного банка должны быть минимум 12,8 млрд гривен. Такому критерию в Украине соответствуют 17 банков. Правительство сделало исключение по размеру для банков являющихся “дочками” финансовых групп с международным инвестиционным рейтингом.

Среди крупнейших 17 банков, Ситибанк и ING Банк не специализируются на обслуживании физлиц. Их место займут Кредобанк и Прокредит Банк, которые представляют в Украине иностранные финансовые группы.

Немаловажно, что Минфин не планирует допускать к конкурсу банки, владельцы которых в течение последнего года попали под санкции Украины, ЕС либо ОЭСР.

Фактически, под это ограничение попадут банки с российским капиталом (Сбербанк, ВТБ Банк, Проминвестбанк), что суживает список претендентов до 14 банков: Приватбанк, Ощадбанк, Укрэксимбанк, Райффайзен Банк Аваль, Укргазбанк, Укрсоцбанк, УкрСиббанк, Альфа-банк, ПУМБ, Креди Агриколь Банк, ОТП Банк, банк “Пивденный”, Прокредит Банк и Кредобанк.

650x352

К конкурсу также не будут допущены банки, к которым в течение последних 6 месяцев были применены санкции со стороны НБУ, и финучреждения, имеющие долги перед Фондом гарантировании вкладов.

Много дискуссий вызвало требование по поводу отсутствия налоговой задолженности. Благодаря сервису проверки наличия долгов на сайте Государственной фискальной службы, по состоянию на конец сентября у ряда крупных банков была обнаружена налоговая задолженность. Однако к концу месяца, абсолютно все претенденты решили вопрос задолженности перед Налоговой.

Несмотря на то, что правительство пошло на смягчение условий “зарплатного рабства” и даже установило 3 месяца переходного периода для соответствия новым требованиям, банки остались недовольны.

Главную жертву решения правительства определить нетрудно. Ими станут банки из второй двадцатки по объему активов, а также средние региональные банки. Вовсе не исключено, что решение правительства снова будет обжаловано в суде.

“Думаю украинские финучреждения, банковские ассоциации и в дальнейшем будут продолжать отстаивать свои права, в том числе и посредством судебных разбирательств. Наш банк оспорил предыдущее постановление КМУ №37 (дело сейчас рассматривается в суде). И мы не исключаем возможности обжалования и нового постановления”, – комментирует решение правительства директор по юридическим вопросам банка “Кредит Днепр” Максим Гринченко.

По мнению Украинского кредитно-банковского союза (УКБС), основным критерием отбора банков должно быть их качество, а не размер активов. К тому же наличие международного инвестиционного рейтинга не является показателем надежности для их “дочек”.

“Определять надежность банка нужно не по форме собственности, абсолютному размеру активов или рейтингу материнской компании, а по показателям финансового состояния банка, достаточности капитала и ликвидности”, – отмечает генеральный директор ассоциации Галина Олифер.

По мнению председателя совета Независимой ассоциации банков Романа Шпека, в новом постановлении справедливости больше, но все равно есть недостатки.

“В Украине работает немало банков, доля рынка которых меньше 1%, но они надежные и активно развиваются. Кроме того, некоторые банки с инкапиталом, согласно постановлению, становятся заложниками экономической ситуации в стране, где зарегистрирована их материнская структура. Все понимают, что рейтинг банка не может быть выше рейтинга страны, в которой находится его материнская компания”, – добавил Шпек.

Кроме проблемы конкуренции в банковском бизнесе, которая лежит на поверхности, абсолютно все стороны в этой ситуации забывают о финансовых правах простых граждан.

Перечисленные на банковские счета украинцев зарплаты, пенсии, соцвыплаты продолжают восприниматься властями не как собственность клиентов, а как средства госбюджета. При этом каждое новое постановление правительства еще больше ущемляет право украинца свободно выбирать себе банк-партнер.

Источник: biz.censor.net.ua

 

Коментарі