Что делать, когда умирает бизнес

Бизнес часто называют детищем. И если сравнение растущего бизнеса с ребенком вполне очевидно, умирающий бизнес с ребенком уже никто не сравнивает. Но как тогда описать ощущение, когда умирает бизнес, который строился 5-7 лет? И самое важное, как вести себя с партнерами, сотрудниками, семьей? От потерь в бизнесе, как и от смертей, никто не застрахован. И отношения после смерти бизнес-детища – особая паутина сложностей, из которых выпутываются не все.

Доводилось ли мне хоронить бизнес? Конечно. И могу сказать, что ощущение – не из лучших. Не секрет, что после смерти бизнеса многие люди так и не могут отойти от потери, глуша свои чувства в стакане или бросаясь в куда более опасные отвлекающие крайности. Как же поступить? Еще вчера ты радовался даже тысяче рублей прибыли, нанимал людей и строил планы, а сегодня офис пуст, ты оплатил последние счета за инет, и вышел из места, где еще вчера концентрировалась вся твоя жизнь.

Наблюдайте за здоровьем своего бизнеса. Хороший создатель или управляющий бизнесом всегда знает, как обстоят дела с его подопечным. Если где-то задержались платежи – это, условно говоря, насморк, а вот сорвавшиеся длительные переговоры с крупным заказчиком можно сравнить с какой-то болезнью посерьезнее. Оборвалось финансирование? Хедхантеры перевербовали вашего лучшего топа? В компании больше сплетен, чем дел? Все это управляющий должен замечать еще на ранних стадиях. Бизнес, в котором нет системы аудита, обречен на провал. Попробуйте, котенка выбросите на улицу и только изредка кричите в окошко: “Мурзик, ты там мышей ловишь?” Мурзика если не слопает какой-то соседский кот, так просто он пошлет вас нахрен да пойдет жить собственной жизнью без хозяина-идиота.

Будьте готовы в любой момент потерять бизнес. Что такое бизнес? Это всего лишь система, которая приносит удовольствие, какие-то нематериальные блага (уважение, известность и т.д.) и деньги. Кто-то действительно сравнивает бизнес с ребенком, позволяя эмоциям замутить трезвый взгляд на вещи, но я больше склонен сравнивать бизнес с автомобилем. В любой момент автомобиль может превратиться в груду металлолома. Или какой-то мудак в него заедет на своем Камазе. Да, любить свое дело, и людей в нём нужно, но не стоит превращать систему в единственный смысл жизни!

Трезво оценивайте вероятность спасения бизнеса. Несколько лет назад я влез в проект, который казался мне очень перспективным. Несколько миллионов рублей, неплохие люди, хорошие перспективы. А самое важное, в проект были вложены лично мои надежды! Все складывалось, кроме самого бизнеса. Вот просчитались, не учли пары нюансов, недооценили конкурентов, а вот себя слегка переоценили. В общем, время шло, а бизнес, в лучшем случае, стоял на нуле. Команда ждала новых финансовых вливаний, поддержку кадрами, новыми блоками рекламы, а я в какой-то момент понял, что вероятность спасения бизнеса минимальна. Да, команда сплотилась из-за сложностей, и казалось, что вот-вот – и оно пойдет. Но я принял решение закрыть проект.

Только бизнес, ничего личного. Не делайте из сотрудников очень близких к себе людей, чтобы не пришлось делать из бизнеса мумию в угоду вашей эмоциональной слабости. Представьте, что вы участвуете в боях без правил всей командой. Стали бы вы во время подготовки боя кому-то говорить: “Кушай, Сашенька, бургеры, ты же такой хороший парень!” Команда есть команда, проиграла команда – уходит с арены. И каждый член команды должен понимать это простое и понятное правило. Знаю многих людей, которые не закрывали проекты месяцами и даже годами, боясь потерять команду, но не получая дохода от деятельности. Им было жаль людей. В итоге, проекты все равно обанкротились, а немалая доля этих бизнесменов стала главными врагами уволенных сотрудников. Знакомо, да? “Босс – кретин, еще бы год и компания точно бы заработала миллиард долларов”, – типичный отмаз таких сотрудников.

Добейте бизнес первым, пока это не сделала судьба. Капитан всегда должен быть решительным. Медленное угасание бизнеса – зрелище далеко не самое приятное не только собственнику, но и команде. Еще вчера строили планы поехать отдохнуть в Турцию, а завтра появилась мысль “лишь бы не умер бизнес в этом месяце”. Получается, что угасающий бизнес деморализует команду, с одной стороны, и запускает процесс деградации, с другой. Вместо поиска новой работы, люди растят надежду на чудо. Но мы же живем в России, где чудеса запрещены законодательно. Иногда полезно принять волевое решение и закрыть проект еще до того, как последняя мышь сдохнет в вашем корпоративном холодильнике.

Оставаться человеком – главная задача любого управляющего. После смерти бизнеса кулаками не машут. Но опять же, трагедии не случилось. Поблагодарить команду за энергию, отданную проекту, снять напряжение и общий пессимистический настрой – лучшее решение для любого руководителя проекта перед тем, как распустить офис. Вполне реально, что уже в следующем месяце вы придумаете новую схему, куда пригласите этих же людей.

За всю свою сознательную жизнь я закрыл порядка 5 проектов, инвестиции в которые составили более 3 миллионов рублей. Как видите, это не сделало меня слабым или бедным. Есть же еще одна важная штука: за каждым закрытием проекта в будущем стоит обязательное открытие нового!

shakkar

Джерело: uainfo.org

Коментарі
kazmetal l.com