СИНГХ БИРЕНДРА: «Если хочешь иметь большую прибыль – готовься к крупным потерям»

Share Button

Редакція журналу випадково натрапила на цю непересічну особистість – не українця за походженням, але українця – за духом – Генерального директора приватного підприємства «Світчай» Бірендру Сінгха. Ставши успішним в Україні, наш герой дав життя трьом синам, один з яких після навчання за кордоном не захотів там лишатися і повернувся в Україну. Бо отримали правильні батьківські напуття!

Как все начиналось

Я приехал в Украину еще до развала Советского Союза. В 1987 году, заканчивая школу в Непале, узнал о системе государственной квоты на обучение в СССР. У себя на родине я был примерным учеником: заканчивал школу с высоким аттестационным баллом. После учебы подал заявку на участие в программе, прошел отбор и отправился в далекую тогда для меня страну.

В то время Советский Союз славился высоким качеством и отличным уровнем образования. Прежде чем поступить на факультет промышленной и гражданской строительной инженерии, сначала непальская группа прибыла в Москву. Здесь распределяли студентов по союзным республикам. Наша группа (5–6 человек) на год уехала в Баку изучать русский язык. Так как у меня во Львове в медицинском университете получал образование двоюродный брат, я предпочел – Львовский политехнический университет.

03270073

После окончания строительного факультета Львовской политехники в 1993 году я вынужден был на некоторое время возвратиться в Непал. Поскольку это была государственная программа обучения, необходимо было в течение определенного времени поработать в Непале, чтобы возвратить деньги, затраченные государством на обучение за рубежом. С трудоустройством у меня на родине было сложно: первое время отсутствовали вакансии, чтобы поступить на перспективную работу начинающему инженеру, а потом предлагались различные варианты работы, которые не соответствовали моей квалификации. Таким образом, в 1995 году я вернулся в Украину и попробовал реализовать себя как частный предприниматель.Я занялся бизнесом.

Началось все с импорта чая, поскольку в нашей компании были ребята из Индии и Цейлона. В этот период мы занялись импортом чая из Китая. В 1995–1996 годах наладили сотрудничество с Польшей (одни из первых совместных проектов с польскими предпринимателями). В 1997-м создали частное предприятие «Світчай», а уже в 1998 году развернули дистрибьюторскую линию поставок кормов для животных производства компании «Purina» для восьми областей Украины. В это же время наша фирма наладила импорт поставок запчастей из Индии. Через несколько лет мы продемонстрировали хорошие производственные показатели. Как свидетельство успешной деятельности нашу компанию отметили наградой «Лучший налогоплательщик» по Львовской области (у меня даже имеется подтверждение этого – Почетная грамота).

Конечно, после такой награды у «Світчай» начались серьезные «неприятности с налоговой». Мне лично звонили из Киева, а также и из Львовской налоговой, которая вменяла нам то, что у нашей компании «слишком большие обороты с продаж», а также приписывала, что исходя из высокого уровня реализации следует платить «налог повыше». Официального налога им оказалось мало. Хотя я всегда был и остаюсь честным предпринимателем.

03281053

После инцидента с награждением для фирмы начались, к сожалению, не лучшие времена. Проблемы эти и создала нам налоговая. Устраивалось невероятное количество проверок. Были случаи, когда опечатывали и закрывали склады. приблизительно около десяти дней налоговики, фактически прибегнув к рейдерству, захватили наши офисы. Несмотря на то что все было официально и по закону, налоговая инспекция все же не прекращала «гонения на ведьм». Таким образом, мне пришлось, так сказать, «уйти в другой район», воспользовавшись выпавшей мне возможностью переместить предприятие в другое место, чем я, собственно, и воспользовался.

Только через пять лет и в связи с тем, что наше предприятие расширялось, – мы вернулись к исходному местонахождению компании, поскольку здесь были просторные помещения под складские нужды. Мы увеличиваем объемы товара, даем работу, платим зарплату. Все, что мне удалось сделать, – я сделал благодаря своей честности. Я даже своему бухгалтеру постоянно напоминаю о том, что «всегда и за все следует платить!».

А какой у Вас социальный пакет для сотрудников? Возможно, Вы раздаете презенты, кроме заработной платы?

– Мы помогаем по мере возникновения трудностей. В основном это поддержка в частном порядке. Например, финансово помогаем в случае болезни сотрудника. Конечно, это все следует делать. Так как у нас достаточно солидная компания и, кстати, – одно из первых дистрибьюторских предприятий в Украине.

– Вы были пионером дистрибьюции в Украине?

– Да. Такие понятия, как «дистрибьюция», «мерчандайзинг», «супервайзер», –появились в Украине и начали развиваться приблизительно в 1995 году совместно с торговой маркой «Dilmah». Мы стояли на тех же позициях, что и «Gillette», «Procter & Gamble». С 1998 года эти понятия постепенно начинают входить в обиход. Наша фирма гордится той продукцией, которую представляет.

(От редакции. Поскольку нам удалось побывать на складах предприятия и посмотреть ассортимент продукции, было необходимо непосредственно увидеть торговые залы и пообщаться с экспертами по подбору той или иной продукции. Действительно, торговые площади впечатляют. Здесь представлена продукция как отечественного, так и зарубежного производства, адаптированная под потребителя).

На какие регионы Украины ориентирована Ваша фирма?

– Мы направлены практически на всю Западную Украину. Но сейчас у нас появляются некоторые торговые марки, представители которых расположены, к примеру, в Одессе, а продукция которых преимущественно импортируется.

Проводите ли Вы рекламные кампании? И каким образом?

– Нет, не проводим. Когда у меня будет продукция собственного производства, тогда я и буду рекламировать и представлять ее. Сейчас же все то, что мы имеем, – это все чье-то. Мы даже не проводим рекламных кампаний, поскольку это не наш товар и право на рекламу устанавливает производитель.

Как Вы представляете себе экспансию, к примеру, на Киевский регион?

– Очень просто. Если изначально в наличие есть хорошая торговая марка, значит – нужен дистрибьютор. Расскажу Вам еще одну историю. У меня была фирма, которая работала в Киеве. Я был ее учредителем. В моем ведении был наемный директор и около семидесяти работников. Я финансировал предприятие лично. Мы импортировали продукты питания. Это была немецкая продукция, в основном – чипсы, арахис. У моей фирмы был просто громаднейший потенциал. Где-то в 2013 году этот бизнес расширился фактически по всей Украине. У нас было 12 региональных менеджеров. Но, увы, успешное дело разрушилось в связи с политическими изменениями, в частности, с так называемым «режимом Януковича». Началась девальвация, вследствие которой я лишился около 300 тысяч долларов. После краха этого бизнеса у меня остались только огромные долги и громадные финансовые потери. Это послужило для меня хорошим уроком.

Относительно опыта: моя работа научила меня также понимать, что очень часто могут подвести и подставить люди, поэтому я очень избирательно и тщательно отношусь к подбору персонала. Если ты хочешь получить большую прибыль, ты должен быть готовым и к крупным потерям.

В нынешнее время на весь мой бизнес очень влияет гривна. Любой девальвированный курс – и импортеры поднимают цены. Если поднять цены на товар в магазинах – товар стоит. Люди не воспринимают резкого повышения. Иногда мы терпим убытки от того, что импортеры повышают стоимость товара, но мы со своей стороны стараемся не поднимать их в магазинах, потому что понимаем, что нужна стабильность. Кому нужен нестабильный поставщик?

В целом, я убежден, что в Украину должна прийти экономическая стабильность. Как показал 2014 год – люди не могут жить и работать там, где они не уверены в своем будущем. Перед этим, в 2008-м, 2004, 1998-м – были кризисы, после которых фирма несла значительные убытки. Украина постоянно переживает экономические потрясения. Приблизительно каждые четыре-пять лет все, что мы зарабатываем, мы же и теряем. Но я подхожу к сложившейся ситуации с той мыслью, что главное – занять активную позицию: необходимо чем-то заниматься. Я состоялся. У меня – семья, трое сыновей. Самое главное – не  засидеться дома.

– Сингх, расскажите о себе как о работодателе.

– «Я считаю, что причина того, что многие безработные не хотят заниматься каким-нибудь делом, заключается в том, что, числясь в Центре занятости, все эти люди получают какие-то деньги, пособие».

Недавно мне предстояло общение с представителями Центра занятости, поскольку мы расширяем наше производство. (Если в начале своей работы компания Б.С. занималась дистрибьюцией чая и кофе, в частности таких марок, как «Dilmah», «Hyleys», то сейчас она вышла на более широкий ассортимент, начиная от продукции Нежинского консервного завода, чья продукция лидирует по спросу на европейском рынке, и заканчивая всевозможными сладостями и шоколадом, в частности шоколад из Австрии является наиболее потребляемым в Украине и не уступает в соотносительной пропорции «цена – качество» – ред.).

Так вот, я пришел к выводу, что от Центра занятости нет никакой пользы. Прежде чем прибегнуть к его помощи, мы разместили объявление об открытой вакансии на ресурсе Work.ua, а также на львовском сайте, транслирующем новости о вакантных должностях в общественном транспорте. Мы предложили достойную и конкурентную зарплату: на должность кладовщика с окладом в пять тысяч гривен и на должность торгового представителя – оклад семь тысяч. Проблема, с которой мы столкнулись при подборе персонала через сайт, – это то, что к нам относительно работы начали обращаться в основном женщины. Мы не могли принять на работу ни одну из них, поскольку она предполагает более тяжелый физический труд, чем в том обыденном представлении, сложившемся у населения.

Несмотря на большое количество звонков по поводу работы, мы решили обратиться за помощью в Центр занятости, поскольку он якобы должен готовить специалистов и разъяснять им специфику той или иной должности. При обращении в Центр занятости его представителями были поставлены сроки за неделю-другую найти сотрудников. После чего они пригласили нас на Ярмарку вакансий, чтобы выбрать достойных претендентов. Из шести предложенных кандидатур на собеседование пришли пятеро. Один из них очень сильно возмущался, второй был нетрезв, третий – в состоянии шока и не проявил ни малейшей заинтересованности… Мы сделали выводы, что Центр занятости не проводит обучающей подготовки и не стимулирует людей к поиску работы. Я считаю, что причина этого кроется в том, что эти люди просто не хотят работать, что, числясь в Центре занятости, все они получают какие-то деньги, пособие.

– Фактически центр занятости не вел разъяснительную работу, а просто – использовал Вас на своем мероприятии, через которое они, возможно, дерибанят бюджетные деньги?

– Возможно и так. Если люди не хотят работать, их нужно убирать из Центра занятости. Я считаю, что все эти пособия следует отменить. Бывают случаи, когда к нам приходят устраиваться на работу и при этом просят оформить каким-то таким образом, чтобы еще была возможность получать пособие, если они числятся в Центре занятости. Я не иду на подобные сделки. Если я беру на работу человека, я плачу ему деньги и тем самым исключаю всяческие манипуляции с доплатами и пособиями.

Прощались с Берендра Сингхом мы уже как старые друзья. В нем есть много такого, чего иногда не хватает нам. Умение оставаться собой в любых обстоятельствах. Уважать и любить ту страну, которая дала тебе и кров, и хлеб, и право чувствовать себя человеком. Пусть даже порой тебе бывает и очень нелегко. Не говоря уже о том, если эта страна – Украина!..

Коментарі