Налог на прибыль в Украине заменят новым сбором
В течение полугода будет доработана концепция налога на вывод капитала, и еще столько же бизнесу дадут на подготовку к изменениям
Налогу на прибыль в Украине осталось жить недолго. Как сообщил заместитель министра финансов Украины Евгений Капинус, общая позиция бизнеса и власти уже согласована, и этот сбор будет заменен налогом на вывод капитала, или как его раньше называли, налогом на распределенную прибыль. Сейчас продолжается активное обсуждение отдельных проблемных вопросов реформы.
Напомним, все началось в 2014 году с идеи облагать налогом прибыль не в момент ее начисления, а в момент выплаты денег акционерам предприятия. То есть, если собственники решают реинвестировать прибыль в развитие предприятия, они налог не платят.
“Есть много аргументов за и против. Рабочая группа пришла к выводу, что для реализации на практике столь существенных изменений бизнесу необходимо время. Поэтому мы договорились, что введение налога на вывод капитала возможно не раньше 2018 года. В течение первого полугодия следующего года можно все отработать и дать еще полгода бизнесу на изучение новых правил”, — сообщил Евгений Капинус.
По словам координатора платформы “Налоги для экономической свободы” Олега Лиховида, налог на прибыль — один из самых проблемных.
“Фискалы выбивали налог, а бизнес его прятал. Это самое важное, что надо устранить. Ведь не зря шутят, что это налог на плохие отношения с Налоговой”, — говорит Олег Лиховид.
ГФС не видит возможностей для упрощения администрирования в новой концепции, поэтому в Минфине настроены прописать все так, чтобы это наконец-то заработало.
“Как концепция эти изменения согласованы с президентом и Минфином. Есть отдельные вопросы, которые еще требуют согласования. Вывод капитала условно можно разделить на вывод за границу и внутри страны”, — говорит директор Института социально-экономической трансформации Илья Несходовский.
С выводом денег за границу все более-менее ясно — его надо ограничивать. Чтобы бизнес показывал реальную прибыль, не боясь, что налоговая ее тут же отберет, нужно, чтобы она сама по себе не была объектом налогообложения.
“Сейчас очень трудно провести деоффшоризацию. В том числе потому, что бизнес использует уже не классические офшоры, а вполне респектабельные юрисдикции с более низким налогообложением. То есть, стимул для вывода денег за границу остается”, — пояснил Илья Несходовский.
По его словам, правила трансфертного ценообразования не помогли сократить отток денег за границу.
“Это не работает, потому что даже после корректировки показателей по правилам трансфертного ценообразования украинские предприятия все равно остаются убыточными. А за границей для инвесторов они показывают прибыль, подтвержденную аудиторскими заключениями”, — отметил эксперт.
Еще труднее отслеживать вывод средств внутри страны, например, по схеме занижения/завышения отпускных цен или платежей в пользу предприятий с меньшей налоговой нагрузкой, скажем, плательщиков единого налога.
“Чтобы не плодить тысячи новых правил и ограничений, не контролировать каждую транзакцию, надо вместо прибыли облагать налогом капитал. Это та модель, которую мы отстаиваем. За полгода мы намерены довести ее до ума. Надеюсь, что уже до 1 июля 2017 года появится модель, которая устроит всех”, — говорит Илья Несходовский.
По его словам, земля и недвижимость в Украине используются нерационально, потому что налоги на них невысоки. В результате собственники придерживают пустующие производственные площадки или здания в ожидании лучшей конъюнктуры.
Усилить эффект от налога на выведенный капитал в Минфине предлагают за счет повышения амортизационных отчислений, что раньше преподносилось как альтернатива новой концепции.
“Эти две меры могут дополнить друг друга. В проекте мы вписали возможность ускоренной амортизации оборудования в течение двух лет. Мы надеемся, что бизнес будет больше реинвестировать в обновление производства”, — рассказал UBR.ua Евгений Капинус.
Джерело: http://ubr.ua/