Кому разрешат покупать землю, важно!

Share Button

Земельная реформа в Украине выходит на финишную прямую – уже осенью в Верховную Раду может быть внесен законопроект “Об обороте сельхозземель”, который будет регламентировать правила продажи земли и круг тех, кому будет позволено ее покупать.

В Минагрополитики еще на минувшей неделе утверждали, что правительство ограничит круг покупателей исключительно физическими лицами, а уже через несколько дней сообщили, что не исключают допуск и юрлиц. Каждый из вариантов будет прямо влиять на цену гектара украинского чернозема. В то же время, отсутствие каких-либо ограничений при продаже неизбежно приведет к росту цен на сельхозпродукцию.

На минувшей неделе и.о. обязанности министра агрополитики Максим Мартынюк в интервью рассказал о том, что в законопроекте “Об обороте сельхозземель”, который разрабатывается сейчас Министерством и в сентябре будет подан в Раду, предусмотрено, что покупать украинский чернозем разрешат только физлицам в размере до 200 га в одни руки. Агрохолдинги (соответственно юрлица, – ред) будут выведены за границы круга тех, кто сможет это сделать. И.о. министра говорил об этом настолько уверенно, что, казалось, этот вопрос уже решен. Но! Буквально через пять дней в интервью агентству “Интерфакс-Украина” Мартынюк заявил, что не исключает внесения в законопроект нормы о предоставлении и юридическим лицам права покупки до 1 тыс. га земли.

В пресс-службе Минагрополитики разногласия позиций пояснили тем, что “ключевые составляющие, которые отстаивает правительство в процессе наработки модели земельной реформы, предусматривают доступ к рынку земли исключительно граждан Украины и введение лимитов на такую покупку в объеме 200 га”. В то же время, возможность допуска к рынку юридических лиц является “предложением аграрных ассоциаций – участников рабочей группы”. В пресс-службе сообщили, что после завершения дискуссий окончательный вариант условий продажи будет отражен в законопроекте “Об обороте сельхозземель”, который после утверждения в Кабмине будет представлен в парламенте. В то же время, какая позиция по этому вопросу конкретно Министерства и Максима Мартынюка, в пресс-службе не уточнили.

Отметим, что в качестве юрлиц часто рассматриваются и агрохолдинги, среди которых немало компаний, называющихся холдингом формально, а чаще всего объединяющие несколько десятков компаний, каждая из которых обрабатывает какое-то количество земли.

Обнажившиеся противоречия наглядно демонстрируют, что власть пока колеблется и не имеет окончательной позиции, по поводу нормы, которая во время обсуждения условий земельной реформы в Верховной Раде будет едва ли не самым главным предметом дискуссий. Дело в том, что любые ограничения будут оказывать непосредственное влияние на цену земли. Они предполагают допуск к рынку различных групп лиц с разными финансовыми возможностями. Разумеется, что сегодня финансовыми ресурсами располагают в основном крупные компании (агрохолдинги) и иностранцы. Последние, как заверили в правительстве, к рынку земли допущены точно не будут. По крайней мере, на первом этапе. “Мы даем мощные месседжи, что правительство настроено на проведение земельной реформы в интересах мелких и средних товаропроизводителей. Мы бы не хотели, чтобы агрохолдинги или пять семей, о которых все говорят, скупили все крупные наделы”, – говорил в интервью нам Максим Мартынюк.

В то же время, норма о допуске к рынку земли именно юридических лиц может создать почву для теневых схем, под которыми иностранцы и агрохолдинги могут заходить на рынок земли, считают в “Украинской аграрной конфедерации” (УАК). “Мы против того, чтобы к рынку земли были допущены юридические лица. Это будет иметь негативные последствия, особенно на первых этапах реализации свободного рынка. Мы можем допустить к украинской земле ряд стран, с которыми потом будут сложности при согласовании позиций, в том числе в юридических аспектах, в том числе и в судах. Речь о таких богатых странах, как Саудовская Аравия, Китай, США, Великобритания и еще целый ряд стран, которые имеют свободные средства, чтобы становиться собственниками земли в Украине”, – сказал гендиректор УАК Павел Коваль.

По его словам, УАК  выступает за ограничение на первом этапе реформы круга покупателей исключительно физлицами и за норму 200 га в одни руки (по сути, конфедерация поддерживает позицию правительства): “А далее, по мере либерализации рынка мы можем снимать ограничения. Но должен быть переходной этап 2-3 года, в течение которых будут сняты все законодательные противоречия”.

Схемы, при которых иностранцы могут обходить запрет на покупку земли иностранцами, по словам Коваля, очень просты: “китаец женится на очаровательной украинке и покупает землю”, а этот брак может быть фиктивным. “Есть еще целый ряд инструментов – наследование, подарок, залоговое имущество. И все это может произойти, если землю разрешат покупать юридическим лицам”, – сказал гендиректор УАК. В случае с физическими лицами-украинцами варианты злоупотребления в операциях с землей и ее потеря менее вероятны, потому что каждый резидент, обратившийся по поводу покупки, может быть проверен налоговой. Также может быть проверено происхождение финансовых средств этого лица, считает Коваль.

В “Ассоциации фермеров и землевладельцев” вообще считают, что в любом виде и при любых вариантах ограничений решение правительства вводить свободный рынок земли преждевременно. По мнению гендиректора Ассоциации Ивана Томича, оно может быть принято не ранее чем через четыре года, после устранения целого комплекса проблем. “Введение рынка земли при нынешних условиях невозможно. Мы собираемся проводить пресс-конференцию, на которой расскажем о рейдерстве в сельскохозяйственной сфере. Оно уже сейчас приобрело угрожающие масштабы. Если только будет хоть намек еще и на рынок земли, это вообще будет трагедия”, – говорит Томич.

Еще одна проблема, по его словам, на сегодняшний день – наполнение земельного кадастра: “Нет информации о действующих границах, нет информации об участках. Исходя из этого, границы участков, принадлежащих хозяевам, часто не совпадают, я уже молчу о 10 млн га, которые принадлежат государству”. Отметим, что проблемы с наполнением кадастра в беседе признавал и Мартынюк. По его словам, инвентаризация таким образом, как она проводилась в Украине, была неэффективной. “Эта инвентаризация проводилась, не выходя из кабинета. Потому что мы ни разу не пользовались ее материалами, когда выставляли, например, участок на аукцион (аренды). Всегда оказывалось, что в этот участок входят еще какие-то овраги, кусты, заросли, которые приходилось вырезать. То есть эффект от этой инвентаризации составляет ноль или даже минус”, – говорил нам в интервью и.о. министра агрополитики.

В Ассоциации отмечают, что хаос в системе учета земельных участков также может стать благодатной почвой для новых рейдерских захватов. “И все это на фоне того, как у нас работает судебная власть. За 15 лет ни один собственник земельного пая не выиграл ни один суд против арендатора по защите своих законных прав на собственность”, – сказал Томич.

В то же время, Мартынюк говорил, что не считает, что “незавершенная инвентаризация является преградой для начала рынка земли”. Он предлагал “вначале выходить на рынок и уже в процессе завершать инвентаризацию”.

Но самая главная проблема, по словам главы Ассоциации фермеров и землевладельцев, это тотальная бедность села. “На селе тотальная бедность и отсутствует финансово-кредитная политика. Бедность будет мотивировать многих собственников земельных паев в первый же месяц их продать. Покупателями будут посредники, а основными игроками станут транснациональные компании. На протяжении очень короткого периода мы можем потерять возможность развития страны через потерю возможности влиять на земельный ресурс”, – сказал Томич.

Следует отметить, что в дискуссии вокруг условий продажи земли также есть и лагерь, и довольно многочисленный, который выступает вообще за свободный рынок и отсутствие каких-либо ограничений. Их главный аргумент – это то, что чем больше будет введено ограничений, тем уже будет круг покупателей и соответственно ниже цена покупки земли.

“Все ограничения, которые будут вводиться на рынке, они приведут к ее недооценке, земля будет продана ниже рыночной стоимости. Те, кто их лоббирует (ограничения), имеют одну задачу, уменьшить стоимость земли, чтобы скупить ее подешевле. Затем будет найдена схема, как через физлиц контролировать большие территории. Ну а потом, после того, как будет принято (продавлено, – ред) решение о том, чтобы разрешать покупку и юрлицам. Простая схема – купил условно по 1 гривне, через год-два продал по 2”, – сказал нардеп (член фракции БПП) и сын основателя крупнейшего украинского зернотрейдера “Нибулон” Андрей Вадатурский. “На любом рынке чем больше ограничений и запретов, тем непрозрачнее ценообразование и ниже цена товара для продавца (в нашем случае владельца пая, – ред)”, – соглашается экс-советник министра аграрной политики Алексея Павленко – Алексей Зубрицкий.

По его словам, если уж говорить о схемах, то юридические схемы по обходу ограничений могут быть задействованы в любом случае, как с физическими лицами, так и с юридическими.

Вадатурский заявил, что будет выступать против любых ограничений на рынке земли. “Нужно, чтобы люди имели право продать землю по справедливой, рыночной цене. Пускай даже по спекулятивной”, – заявил нардеп.

Он выразил мнение, что те, кто говорит, что якобы нужно защитить украинцев от олигархов, от иностранцев,  которые придут и скупят всю землю, как правило, – это представители интересов групп, которым выгодно сохранение нынешнего статуса. Они представляют 400-500 тыс. человек, которые арендуют землю по самым низким ценам в мире и получают огромную прибыль от продажи сельхозпродукции: “На другой чаше весов –  7 млн человек (пайщиков), которые являются заложниками этой ситуации. Они получают копейки за свою землю и не могут ею распоряжаться”.

Однако, следует отметить и то, что с идеей свободного рынка все не так просто. Власти на него вряд ли согласятся и вовсе не потому, что являются сторонниками каких-то схем, а главным образом потому, что прекрасно понимают, свободный рынок и справедливая рыночная цена для сельхозземель – неизбежно приведут к росту арендных ставок, а это отразится на стоимости сельхозпродукции, которая подтянется к мировым ценам. Логично, что это может иметь самые неблагоприятные последствия для рейтинга правительства: много ли украинцев готовы покупать хлеб по ценам, как в Европе?

Получается Гордиев узел, в основе которого все та же злополучная украинская бедность. Преодолеть ее без решительных реформ невозможно, но и в ситуации их проведения можно случайно недосчитаться несколько сотен тысяч соотечественников, которые попросту не вытянут. Очевидно, что рубить этот узел придется осенью Верховной Раде. И уже ясно, что рубка будет жаркой.

Депутаты, с которыми удалось пообщаться, отмечали, что число сторонников земельной реформе в Раде растет, тогда, как в декабре минувшего года против продления моратория на продажу сельхозземель голосовали только несколько депутатов. Также уверенность в том, что рынок земли в стране наступит уже с 1 января 2018 года, высказывал и Максим Мартынюк. В конце концов, не будем забывать, что это и требование МВФ, пускай и отодвинутое на конец 2017 года, а не на осень, как предполагалось в тексте меморандума с фондом ранее. Придется что-то решать.

 

https://112.ua.

Коментарі