Международная техническая помощь и инвестиции: региональный подход
Стремятся в регионах привлекать международную помощь и инвестиции самостоятельно?
В этом году уже XVII Международный экономический форум во Львове прошел без гостей самого высокого ранга (в прошлом году его посетил и президент Порошенко), но торжественно презентовал не менее весомые, нежели прошлогодние, проекты для развития региона. Хотя, как и в предыдущие разы не уменьшались, ни проблемы, о которых говорили спикеры, такие как коррупция или медленное реформирование, ни внимание к ним.
В этом году в рамках форума открыли солнечную электростанцию в Яворовском районе на Львовщине. По данным организаторов Форума, размер вложенных в нее инвестиций достигает почти 150 млн долларов. В Старосамборском районе открыли ветроэлектростанцию “Карпатский ветер” стоимостью 36 млн евро. Кредитный договор на открытие этой ветроелетростанции был подписан во время прошлого экономического форума во Львове. Частично проект профинансировал Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который также финансирует строительство нового дорожного покрытия в регионе и Северная экологическая финансовая корпорация (НЕФКО).
Согласно рейтингу “Индекс инвестиционной привлекательности регионов”, который КМИС подготовил в 2014 году, Львовская область была лидером инвестиционной привлекательности среди украинских регионов. Если посмотреть на динамику этих поступлений, то после 2014 года, как и в целом по Украине, они упали. Однако уже в 2017-м объемы почти равны предыдущему году и несмотря на активизацию интереса инвесторов вокруг региона, можно надеяться на рост в следующем году.
На XVII Экономическом Форуме в который раз, кроме весомых внутренних проблем, говорили и о международных инвестициях и о международной технической помощи, которая в последние три года снова достаточно активно заходит в Украину, и “децентрализацию” ее поступления, а именно возможности территориальных общин к привлечению инвестиций.
По словам модератора дискуссии о роли Львовской области в формировании векторов межрегионального сотрудничества Украины, председателя общественной организации “Европейский диалог”, Алексея София в аспекте перераспределения международной технической помощи от 2014-го года состоялся хотя и незначительный, но ощутимый прогресс. Если в 2014-м году 83% помощи шло через органы центральной власти, то в 2017-м судьба негосударственных структур, а в частности нецентральных органов власти, выросла примерно до 30%.
Львовщина, по словам участников дискуссии, с точки зрения привлечения международной технической помощи имеет выше на несколько пунктов показатели, чем другие области. Бонусом, который позволяет Львовской области наращивать потенциал трансграничное сотрудничество. Другой участник дискуссии, председатель общего мониторингового комитета Программы трансграничного сотрудничества Польша-Беларусь-Украина 2014-2020 Павел Словиковский отметил, что среди четырнадцати приграничных регионов трех стран больше по программе трансграничного сотрудничества черпает финансовых преимуществ именно Львов и Львовская область. По словам Словиковского, победы львовских проектов в конкурсе на получение грантов по этой программе уже принесли области 7 млн евро (две недели назад было объявлено победителей первого конкурса, который объявили прошлого года). В течение предыдущей программы трансграничного сотрудничества 2007-2014 года, Львов получил 34 млн евро помощи именно по этой программе.
“Львовская область является важным регионом, поскольку она находится на границе с ЕС”, отметил руководитель третьего отдела программ помощи “Енернетика, транспорт и окружающая среда” Представительства ЕС в Украине Иоганнес Баур. Он также отметил, что Львовщина во многом имеет больше опыта сотрудничества с партнерами из ЕС. “Через трансграничное сотрудничество и расположение Львовская область имеет лучший доступ к Польше и других стран. Но у региона также больше опыта в плане подготовки проектов и решения административных вопросов. Это также касается экономического сотрудничества “, – отметил он в комментарии. В своем выступлении на форуме Баур, как и другая спикерка этой дискуссии заместитель министра социальной политики Украины Наталия Федорович, отметили вызовы, которые будут стоять перед территориальными общинами в Украине в контексте привлечения международной помощи и инвестиций. В частности, ОТО после реформы будут ответственными за собственные дороги и формирования тарифов за услуги. А это также ставит вопрос о возможности самостоятельно привлекать международные инвестиции и помощь и эффективности использования международной технической помощи.
Среди вызовов для сотрудничества, о которых говорит Баур, то это конечно же коррупция и неуверенность в верховенстве права. В качестве последнего примера , он говорит о рейдах на компании. С таким сталкиваются не только украинские, но и иностранные предприниматели, которые здесь работают. Однако в ЕС большие надежды возлагают на изменения в связи с децентрализацией, когда больше ответственности будут иметь местные администрации.
Пример Львовской области показывает, что в настоящее время украинские регионы в целом активизируют свою работу по привлечению инвестиций и пользования международной помощью. Цифры Госкомстата, которые показывают, что уровень инвестиций еще не вернулся к уровню докризисного 2013 года, но все же растет. Также свидетельствуют о том, что в целом страна выходит из кризиса. Однако замедление реформ, о котором не перестают говорить европейские партнеры и коррупция, могут снова отпугнуть и без того беспокойных иностранных инвесторов.
http://tyzhden.ua/Economics/202890