Украинские производители ищут новые рынки сбыта

Share Button

Потеря возможности экспортировать товары в Российскую Федерацию стала толчком для выхода на европейские рынки. При этом производители активно ищут новые рынки сбыта и им это удаётся.

В 2010 году в Каховке начала работать компания “Грин Тим”. Причём сразу в нескольких направлениях — выращивать, хранить, сортировать, упаковывать и продавать овощи. Стартовым ассортиментом стал “борщевой набор”: лук, морковь, свёкла и капуста. “Главными направлениями нашего экспорта были Москва и Санкт-Петербург”, — рассказывает генеральный директор компании “Грин Тим” Денис Сазонов. Однако после Майдана поставки компании в соседнюю страну прекратились. Пришлось искать новые рынки. Быстро переключиться на другие страны не получилось.

“Мы не были готовы с точки зрения стандартов, правил, норм, сертификаций и прочего, поскольку до этого Россия съедала всё, в больших объёмах и без каких-либо требований к качеству, — объясняет Сазонов. — Проанализировав европейский рынок, мы выяснили, что украинские овощи там конкурентны по себестоимости. Но с учётом логистики эти преимущества теряются. Логистика в себестоимости продукта, доставляемого из Украины в ЕС, составляет от 30 до 50%”.

В итоге команда “Грин Тима” решила, что гораздо выгоднее поставлять в Европу продукт с минимальной добавочной стоимостью. Приняли решение экспортировать на Запад чищеный лук. Ключевыми рынками стали Британия, Польша и Германия.

Переориентация на Запад

Потеря возможности экспортировать товары в Российскую Федерацию стала толчком для выхода на европейские рынки не только для “Грин Тима”, но и для большинства украинских производителей. За последние годы доля северного соседа в структуре украинского экспорта сократилась с 24,5% в 2013-м до 9,5% в 2017-м и продолжает падать. При этом производители активно ищут новые рынки сбыта и, как показывает пример каховской компании, им это удаётся.

По словам торгового представителя Украины Натальи Микольской, с января по август этого года экспорт товаров из нашей страны вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,1%, до $27,5 млрд. Крупнейшим торговым партнёром Украины стал Европейский союз — его доля в структуре экспорта составила 40%, а объём поставок из Украины в Европу вырос на 27,9%, до $11 млрд.

Пути выхода

Украинские производители не скрывают, что попасть на европейские рынки им по-прежнему тяжело. Виной тому не требования к качеству или жёсткая конкуренция, а негативный имидж страны. “Украина для европейцев, как Дикое поле, — говорит Сергей Грынь, генеральный директор “Украинской Медовой Группы”. — Потому стартовые условия для украинского бизнеса в ЕС гораздо хуже, чем для бизнеса из других стран. Чтобы с нами начали работать, нужно давать европейцам либо небольшую цену, либо рассрочку платежей, либо суперкачество”.

Проблему низкого доверия к украинским производителям отечественные компании решают как могут. Один из самых эффективных способов — открыть в ЕС местное представительство. Тогда найти клиентов в Европе намного проще.

“Когда ты общаешься с европейским клиентом напрямую, есть множество документации, с которой он не хочет заморачиваться, — рассказывает Денис Сазонов. — Он просто не понимает юридических аспектов, с которыми наши производители сталкиваются при экспорте. Поэтому мы нашли партнёров в Британии и создали компанию Green Teem UK. Теперь у нас свой логистический хаб, который управляет бизнесом на той стороне”.

В свою очередь, Пибе де Йонг, президент международной компании Global Trade Center, отмечает, что украинским производителям нужно учиться себя презентовать. Его компания занимается организацией прямых бизнес-встреч производителей продуктов питания с европейскими торговыми сетями.

“На самом деле не важно, какая категория продукта у компании, которая хочет выйти на рынок ЕС. Важно, какой у неё стиль управления и ведения бизнеса, возможности быть динамичной и гибкой, учитывать потребности розничных сетей. Всё это помогает вывести продукт на рынки экспорта”, — считает де Йонг. По его словам, в Европе много ниш, где уже работают или куда могут зайти украинские производители.

“Украина входит в число мировых лидеров по экспорту куриного мяса. Активно развивается свиноводство, — подтверждает слова европейца Андрей Ярмак, экономист департамента технического сотрудничества продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO). — Начинается бурное развитие в сфере производства качественной говядины. Что касается овощей, мы стали поставлять на экспорт упакованную и отсортированную продукцию. Тепличники также продают свой товар в ЕС. С более чем 100 странами торгуют украинские молочники”.

Инфографика: Александр Шатов


Ориентация на отечество

В отличие от экспорта, ситуация с импортом не настолько радужная. За восемь месяцев этого года импорт в Украину увеличился на 27%. Соответственно дефицит внешней торговли составил $3,2 млрд. Традиционными товарами, которые Украина покупает за рубежом, остаются природный газ и нефтепродукты.

Зато импорт товаров широкого потребления, по словам Алексея Дорошенко, генерального директора Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей, до недавнего времени только падал: “Буквально за несколько лет доля отечественных продуктов в Украине вышла на отметку 90%. Импорт же составляет всего 10%”. Хотя и здесь есть нюанс. Дорошенко утверждает, что 10% — это готовый товар, завезённый в Украину. Например, вино, разлитое во Франции, или итальянское печенье, расфасованное в Италии.

Остальные товары импортного происхождения завозятся в Украину как сырьё и расфасовываются уже тут. Это позволяет экспортёрам сократить объём налогов, который они платят при пересечении границы, а также сэкономить на оплате труда, потому что наши рабочие дешевле.

Лучше всего с отечественным импортозамещением дело обстоит в лёгкой промышленности. Цеха по пошиву одежды, обуви, головных уборов можно найти практически в каждом городе. Правда, украинского в товарах лёгкой промышленности — только пошив. Всё остальное (ткани, фурнитура и прочее) мы завозим из-за границы.

Но даже если абсолютно всё сырьё куплено в Европе, приобретать украинскую одежду и обувь выгоднее. Благодаря дешёвой рабочей силе их стоимость на 20–30% меньше, чем импортных.

Ситуация изменится в 2018 году, когда в Украине произойдёт очередное повышение минимальной зарплаты. Тогда эта разница может исчезнуть, и Украину снова захлестнёт импорт дешёвых товаров лёгкой промышленности.

Также начнёт расти, по словам Алексея Дорошенко, импорт продуктов питания в Украину. За год, по его прогнозам, объём таких поставок вырастет минимум на 5%, составив в структуре рынка 15%. Ключевая причина состоит в том, что по стоимости украинские продукты во многом давно сравнялись с европейскими. Логично, что завезти те же продукты из Польши, получив при этом возмещение НДС, импортёрам становится выгодно. А значит, доля импорта в структуре рынка продолжит расти.

https://focus.ua/money/383981/

Коментарі