Анатолий НЕДАШКОВСКИЙ: НЕ ВСЁ ТАК ПРОСТО С ЕДИНЫМ СЧЁТОМ

Share Button
28.10.19 года Президент подписал Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно внедрения единого счета для уплаты налогов и сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 190-IX от 04.10.19 г. Закон вступит в силу с 01 января 2021 года. О грядущих изменениях рассказывает руководитель концерна “Фортекс” Анатолий НЕДАШКОВСКИЙ.


Вносимыми в Налоговый кодекс Украины изменениями (Кодекс дополнен статьей 351) предусматривается следующее:

Налоговикам, не налогоплательщику(ам), в Госказначействе будет открыт единый счет, который может использоваться налогоплательщиками для уплаты налогов и сборов, единого взноса и других платежей, контроль за взысканием которых возложен на налоговиков.

Нельзя будет использовать единый счет для уплаты НДС и акцизного налога на реализацию горючего и спирта этилового, а также для уплаты части чистой прибыли (дохода) в бюджет государственными и коммунальными унитарными предприятиями и их объединениями.
Для того, чтобы иметь возможность использовать единый счет необходимо будет подать уведомление о его использовании в электронной форме через электронный кабинет. То есть, применение единого счета дело сугубо добровольное.

Если не понравится, то необходимо будет подать аналогичное уведомление об отказе в использовании единого счета.

Но, если подано уведомление об использовании, то такое использование начнется со дня, следующего за днем предоставления уведомления, а вот в случае отказа об использовании единого счета, ждать придется следующего календарного года.

Для перечисления средств с единого счета получателям таких средств налоговиками будет формироваться и ежедневно (кроме праздничных и выходных дней) подаваться в казначейство реестр платежей в разрезе каждого налогоплательщика. Такой реестр будет формироваться исходя из:

  • налоговой информации в расчетных документах на зачисление средств на единый счет. То есть, назначение платежа для каждого налога и сбора будет свое, а значит количество таких платежек соответствующее. Не будут меняться только банковские реквизиты счета (единого), на который зачисляются денежные средства;
  • налоговой информацией, которая содержится в поданных налоговых декларациях, по которым наступил срок уплаты. Это означает, что при наличии налогового долга, он будет погашаться в первую очередь, а не возможность перечислить на единый счет общую сумму средств, которую потом самостоятельно распределят налоговики;
  • данными, которые содержатся в отчетах по ЕСВ, по которым наступил срок уплаты;
  • прочей налоговой информацией соответственно положениям этого Кодекса. А эта формулировка уже сильно настораживает, поскольку налоговики будут вправе пользоваться данными своих информационных баз, в которых нередко встречаются НЛО (Неопознанно Левоначисленные Обязательства). А значит, предстоят разборки с фискалами куда и почему ушли деньги с единого счета.

Усиливает уверенность в таком прогнозе и предусмотренная очередность платежей с единого счета:

  • в первую очередь – недоимка по ЕСВ;
  • во вторую очередь – налоговый долг, правда в пределах соответствующего налога или сбора, задолженности по другим платежам. То есть, если в платежке на перечисление денег на единый счет указано в назначении НДФЛ, то направить эту сумму в погашение налогового долга по налогу на прибыль налоговики будут не вправе;
  • в третью очередь – денежные обязательства, начисленные на основании налоговых уведомлений-решений (НУР), если платежки на зачисление денег на единый счет содержат информацию о дате и номере соответствующего НУР. Это уже радует, поскольку, например, при судебном оспаривании НУР, налоговики далеко не сразу меняют статус начисленных обязательств на несогласованные. Но, с требованиями об указании реквизитов НУР в платежке, списать текущие платежи в погашение НУР не получится. Хотя с другой стороны налоговики могут заявить о том, что обязательства не погашены в срок, а значит являются налоговым долгом, поэтому смотрим выше, что уходит во вторую очередь;
  • в четвертую очередь – определенные налогоплательщиком (налоговым агентом) денежные обязательства по налогам и сборам, ЕСВ в хронологическом порядке поступления расчетных документов на зачисление средств на единый счет, если такие расчетные документы содержат информацию о назначении соответствующего платежа и его получателя;
  • в пятую очередь – денежные обязательства по общегосударственным налогам и сборам в хронологическом порядке поступления налоговых деклараций (расчетов) в сумме налоговых обязательств соответствующего налогового периода, с учетом сроков уплаты;
  • в шестую очередь – денежные обязательства по местным налогам в хронологическом порядке поступления налоговых деклараций (расчетов) в сумме налоговых обязательств соответствующего налогового периода, с учетом сроков уплаты. С пятой и шестой очередью есть несколько интересных моментов, во-первых, ЕСВ без платежки не уйдет соответствующим получателям, его попросту забыли указать. Во-вторых, местные бюджеты, несмотря на курс на децентрализацию, деньги получат после госбюджета. В-третьих, неясно как будут поступать в случаях, когда в платежке есть назначение по одному налогу, а требуется погашать обязательства по другим налогам и сборам.
  • в седьмую очередь – прочие платежи, контроль за взысканием которых возложен на контролирующие органы, если такие расчетные документы содержат информацию о назначении соответствующего платежа и его получателя.

Реестр платежей с единого счета, который был направлен Госказначейству, должен будет быть доступным для просмотра в электронном кабинете.

В случае выявления ошибок или расхождений в указанной налогоплательщиком информации в платежках на зачисление средств на единый счет, вследствие чего налоговики не смогут определить назначение платежа, сумма такого платежа (его часть) не включается в Реестр платежей с единого счета и считается ошибочно уплаченными денежными обязательствами.

Налогоплательщик об этом должен будет быть проинформирован через электронный кабинет в день формирования Реестра платежей с единого счета. В этом случае такой налогоплательщик будет вправе в электронном кабинете определять направление использования суммы ошибочно и/или чрезмерно уплаченных денежных обязательств и пени.

Приведенные требования рисуют в голове следующую картинку: перечислил деньги и отслеживай каждый день до граничного срока уплаты соответствующих налогов и сборов, а не стали ли платежи «неожиданно» ошибочно уплаченными суммами.

Подытожим, безусловно замысел неплохой, в условиях постоянно (как минимум раз в год) меняющихся банковских реквизитов на уплату налогов и сборов, использование единого счета должно было бы существенно облегчить жизнь бизнесу. Но, зная, как у нас это реально происходит, регулярно получая очередные сюрпризы от налоговиков с их электронным кабинетом и информационными базами, многие налогоплательщики захотят работать по старинке.

Коментарі