Декларации чиновников и Украинская революция
Большие состояния власть имущих украинцев, обнародованные ими в электронных декларациях, не стали для меня, и думаю, для большинства наших сограждан большой неожиданностью. Впрочем, шок вызывают конкретные цифры, которые будят воображение и эмоции больше, чем абстрактное знание.
Сомневаюсь, что представители власти заявили все свое имущество. Наверняка, профессиональные эксперты и активные граждане вскоре представят нам полный спектр технологий сокрытия имущества и доходов в электронных декларациях. Более того, мы получили информацию о небольшой части сомнительных состояний. Сотни тысяч (а с клиентами – миллионы) задействованы в создании и обороте монопольной коррупционной ренты в бизнесе легальном и тайном. В целом это та социальная ткань, в которую мы вольно или невольно вплетены.
Большинство в нашей стране владеет и применяет стратегии выживания, включая коррупционные возможности, в меру своей энергии и положения в обществе. И даже тот, кому таким образом удалось скопить немногие тысячи, и который справедливо возмущен денежной, накопительной вакханалией политиков и чиновников, не задумывается над тем, что он вольно или невольно был вовлечен в этот разврат.
Введение электронных деклараций – не просто радикальный реформаторский шаг, наверное, самый радикальный после Майдана. Это сигнал стране и миру, что эволюционное очищение неуклонно. Многие напуганы бурной негативной реакцией общества, возможной потерей и без того низкой стабильности. Что ж, очищение – всегда риск.
Антикоррупционное очищение политикума и бюрократии – вершина задачи. Обществу предстоит очиститься целиком, исключить коррупцию из списка допустимых грехов. Заменить дурнопахнущую коррупционную социальную ткань свежей проевропейской. Сам Майдан, волонтерское движение, и е-декларации – кусочки новой ткани. Ткется медленно, не сразу видно, но неуклонно.
В Европе так исторически сложилось, что коррупционность в странах растет с северо-запада на юго-восток. Украина, расположенная географически на востоке Европы и ближе к ее югу, даже очищенная от экстремальной коррупции не станет Швецией по этому параметру. Но мы уже вступили на нелегкий и конфликтный путь достижения общеевропейских стандартов.
Чтобы честные и способные люди могли идти во власть, наверху должны быть высокие зарплаты. Страна остро нуждается в большом числе, в тысячах таких людей. И это сейчас, поначалу. Потом по мере обновления страны и роста ее богатства понадобятся десятки тысяч. Эти люди, показавшие себя успешными в других сферах деятельности, идя во власть, не должны отказываться от достигнутого уровня жизни. Система не может сколько-нибудь долго работать на энтузиазме. По нынешним временам зарплата высшей бюрократии должна составлять 75-150 тысяч гривен в месяц. Тогда честные люди смогут конкурировать во власти с мошенниками и ворами, которым легальная зарплата вообще не нужна. Помнится, популярный в советское время анекдот. Человека нанимают на должность заведующего складом. Признают, что зарплата мала. Кандидат, не удержавшись, удивляется: «Как, разве за такое место еще зарплата полагается?»
Те, кто использует злокачественную народную болезнь популизма и борется за низкую заработную плату политиков и чиновников, препятствует приходу честных профессионалов во власть. Они борются за сохранение коррупции. Мы все знаем их, это вполне рациональные люди. Они ведают, что творят.