New York Times: В Украине даже главный банкир не доверяет банкам
Согласно недавно полученной финансовой информации, многие законодатели и должностные лица, ответственные за общественное доверие к экономике и банковским учреждениям Украины, сами слабо верят в то, что их личные капиталы будут в безопасности, находясь в национальных банках.
Новый закон, принятый в страдающей от коррупции Украине, требует от всех чиновников – от городских голов до депутатов парламента, публично задекларировать свое имущество. Более 50 тысяч уже чиновников подали свои декларации.
Премьер-министр Владимир Гройсман, например, задекларировал более чем один миллион долларов сбережений в наличных – а именно, 870 тысяч долларов и 460 тысяч евро – вероятно, он боится доверить их претерпевающей постоянные изменения банковской системе Украины.
Чиновник, отвечающий за банки страны и стабилизацию национальной валюты – Валерия Гонтарева, сохраняет большую часть своих денег в американских долларах – 1,8 млн. долларов.
Оценка деклараций, поданных большинством из 450 членов парламента, проведённая аналитиком Андреем Герусом, показала, что законодатели совместно задекларировали 482 миллиона долларов “финансовых активов”, из которых 36 миллионов хранятся в виде наличных.
Кроме прямых поводов для возможных коррупционных расследований, полученная финансовая отчетность указывают на явное отсутствие доверия к финансовым институтам страны со стороны лидеров, которые ими управляют.
“Существует несколько теорий”, – говорит о сбережениях политиков Тимофей Милованов из Киевской школы экономики.
Некоторые политики, похоже, подошли к заполнению декларации как к своего рода амнистии, в попытке очиститься, раскрывая все, что они заработали за десятилетия нечистых сделок. Но антикоррупционные органы имеют все полномочия для расследования происхождение этих средств.
Один из министров задекларировал коллекцию вина, каждая из бутылок в которой стоит тысячи долларов. Другой чиновник задекларировал собственную церковь. Еще один и вовсе внёс в декларацию билет в космос компании Virgin Galactic.
Одна из теорий, которая набирает популярность в Киеве – где люди обычно хорошо понимают изобретательный, продажный гений своих политиков – предполагает, что государственные служащие преувеличивают свои состояния в декларациях.
“Люди при власти пытаются создать для себя своеобразный карман, который можно будет заполнить новыми доходами от будущих взяток”, – говорит Милованов.
Происхождение денег, которые появятся на банковских счетах позже или пойдут на покупки дорогих автомобилей либо часов, будет трудно объяснить, если их не было в первой декларации.
Разочарованный десятилетиями коррупции в Украине Европейский Союз сделал декларирование доходов чиновников обязательным условием для выплаты ранее утвержденной финансовой помощи. Предоставленный сам себе, политический класс Украины, скорее всего, продолжал бы держать свои финансовые дела в тайне.
Первоначальный законопроект о финансовых декларациях не соответствовал требованиям ЕС; парламент вынужден был проголосовать летом второй раз, чтобы принять декларацию, которая была бы достаточно радикальной, чтобы удовлетворить Европейский Союз и вернуть выплаты денежной помощи с его стороны.
Антикоррупционные активисты говорят, что раскрытие состояний политической элиты все больше раздражает украинцев из-за широко распространенной бедности. Зарплаты в стране остаются мизерными – в среднем $214 в месяц, по данным государственной службы статистики Украины, а инфраструктура страны продолжает разрушаться.
Депутаты парламента во вторник, 1 ноября, проголосовали за отмену принятого ими накануне решения о повышении своих зарплат, а также призвали отменить увеличения зарплат министров и высших должностных лиц исполнительной ветви власти.
Олег Ляшко, лидер “Радикальной партии”, чтобы избежать потенциального народного возмущения, четко просигнализировал о своей верности перед лицом пропасти между народом и элитой. Кроме прочего своего имущества, он указал вилы.