Страховой рынок: есть надежда, что кризис заканчивается
Генеральный директор Ассоциации Страховой бизнес, член Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский в интервью рассказал об основных тенденциях на украинском страховом рынке
«Минфин» выбрал главное.
В 2016 году рынок продемонстрировал показатели, которые дают робкую надежду на выход отрасли из затянувшегося кризиса.
Существенно уменьшилось количество страховых компаний: в нон-лайфе с 312 в 2015 до 271 в 2016, и в страховании жизни – с 49 до 39 компаний.
Номинальный рост объема страховых премий по отношению к 2015 году составил 18,3%. Но при коррекции этого показателя на величину официального показателя инфляции, рост составил всего 5% (по сравнению с 2015 г.). Номинальный объем валовых выплат вырос на 9,1%, при этом в скорректированном виде уменьшился на 3% по отношению к 2015 г.
Рост объема рынка обусловлен несколькими факторами:
- рост в сегменте страхования жизни
- в негосударственном обязательном страховании (ОСАГО, «Зеленая карта»)
- в медицинском страховании
- имущественном страховании и страховании грузов
- а также внутренним перестрахованием
Некоторые из этих видов, как и внутренне перестрахование, частично связывают с различными финансовыми схемами оптимизации налогообложения.
Увеличению номинальных показателей также способствовало изменение (ослабление) курса национальной валюты.
С рынка уходят как иностранные инвесторы, так и компании с национальным капиталом. Если для последних это больше связано с явным или искусственным банкротством, то иностранные инвесторы продавали или закрывали свои компании в Украине из-за высоких уровней странового риска, низких темпов восстановления экономики, незначительной (или даже отрицательной) отдачи на капитал и пр.
В связи с ограниченным объемом платежеспособного спроса населения, практическим полным отсутствием кредитования банками коммерческого и частного сегмента, а также больших потерь предприятиями и физлицами средств в закрывающихся банках (за 3 года с рынка было выведено 90 банков) усилилась конкуренция во всех сегментах страхового рынка.
Это привело к увеличению концентрации бизнеса. Особенно сильно это заметно по первой десятке страховщиков, чья доля рынка в лайфе составляет 89%, в нон-лайфе – 45% первая двадцатка в лайфе – 99%, в нон-лайфе – 63%. На первые 100 компаний в нон-лайфе приходится 99% рынка.
Автострахование
Объем рынка КАСКО вырос с 3,8 до 4,6 млрд. грн. (на 20%), при этом выплаты росли медленнее – на 13,7%, а коэффициент выплат даже снизился – с 47,1% до 44,5%.
В сегменте ОСАГО и «Зеленой карты» несколько иная тенденция: рост премий составил 14,5% и 18,7% соответственно, при этом выплаты выросли на 27,8% по ОСАГО и 45,7% по «Зеленой карте».
В то же время, уровень выплат в этих видах остается достаточно небольшим – 40,6 % по ОСАГО и 34,1 % по «Зеленой карте», что свидетельствует о высоких тарифах, установленных государством, особенно по «Зеленой карте», где этот показатель привязан к курсу евро и растет вместе с ним.
Структура рынка моторного страхования в 2016 года была следующая: 50% – КАСКО, 37% – ОСАГО и 13% – «Зеленая карта».
Страхование жизни
В 2016 году самые громкие скандалы на страховом рынке были связаны как раз с компаниями страхования жизни, в том чисел иностранными, которые ушли с рынка, прихватив с собой сотни миллионов клиентских средств каждая.
Небольшой рост рынка связан с активизацией МЛМ-структур, а специфическая система продаж в этих структурах приводит к очень высокому проценту расторжения договоров страхования и прекращению уплаты второго и последующих взносов (в накопительных продуктах).
Выплата выкупных сумм при расторжении договоров сопоставима по объему с выплатами по всем страховым событиям за год. За 2016 год было застраховано 1,379 млн. человек по страхованию жизни, при этом общее количество застрахованным на конец года уменьшилось на 2,143 млн. чел.
Если говорить о перспективах этого рынка, то продолжатся такие тенденции: концентрация рынка страхования жизни, введение более жестких унифицированных требований к процедуре заключения, досрочного расторжения договоров страхования жизни со стороны страхового надзора. Будут востребованы и развиваться ненакопительные продукты, такие как страхование критических заболеваний, в том числе и с покрытием лечения за рубежом.
Накопительные продукты с финансовой точки зрения будут по-прежнему малоинтересны застрахованным в силу отсутствия у страховщиков возможности инвестировать в альтернативные финансовые инструменты, кроме депозитов и гособлигаций, а также отсутствия гарантий в возврате средств по окончании действия договора.
http://vlasti.net.