Денег на все не хватит: несколько больших рисков бюджета-2018
В ноябре Верховная Рада может вернуться к рассмотрению проекта госбюджета на 2018 год. Ряд целевых показателей, заложенных в документе, выглядят излишне оптимистичными, что вызывает опасения у экспертов.
Низкий рост, высокие цены
Проект госбюджета на 2018 год, который Кабинет министров подал еще 15 сентября, предусматривает рост ВВП на уровне 3% при инфляции 7% и дефиците в 2,4%. Парламентский комитет по вопросам бюджета на заседании 19 октября рекомендовал Верховной Раде принять госбюджет в первом чтении. Однако парламент в октябре так не рассмотрел этот вопрос. Теперь народные избранники вернутся к госбюджету не раньше 7 ноября.
Бюджетный комитет при рассмотрении главного финансового документа на следующий год использовал выводы, сделанные Счетной палатой и Главным научно-экспертным управлением аппарата Верховной Рады.
Так, Счетная палата в своем выводе отметила серьезные риски невыполнения показателя роста ВВП Украины в 2018 году на уровне 3%, как это заложено в проекте госбюджета.
“Достижение роста реального ВВП на 3,0% предусматривается при значительном количестве условий, создание большинства из которых будет требовать длительного времени, значительных финансовых и других ресурсов, а наличие других будет зависеть от внешних факторов”, – отметили в Счетной палате.
В свою очередь эксперты Главного научно-экспертного управления Рады считают, что более реалистичным сценарием является рост ВВП в 2018 году на уровне 1,2%.
Что касается инфляции, которая в проекте бюджета-2018 определена на уровне 7%, эксперты также считают этот прогноз трудновыполнимым. Более реалистичным является показатель 10,5%, считают в Главном научно-экспертном управлении.
В Счетной палате также отмечают, что в следующем году, согласно прогнозам правительства, реальная зарплата должна вырасти на 10,9%, что в 3,6 раза больше ожидаемого роста экономики на 3% (при том, что это крайне оптимистический прогноз), и это также является “риском ускорения инфляционных процессов”.
Доходы и расходы
Доходы бюджета-2018 определены в законопроекте в размере 877 млрд 42,8 млн грн, что выше показателя 2017 года на 106 млрд 76,1 млн грн или на 13,8%.
Счетная палата отмечает, что, учитывая различные риски, в том числе, невыполнения прогнозных макропоказателей (рост ВВП, инфляция), предусмотренное увеличение доходов бюджета будет происходить за счет повышения цен и девальвации гривны.
Счетная палата также предупреждает о больших рисках того, что показатели доходов госбюджета на 2018 год по сбору ряда ключевых налогов не будут выполнены. Речь идет о налоге на добавленную стоимость (НДС), акцизном налоге, налоге на доходы физических лиц (подоходном налоге).
Еще одним слабым местом проекта госбюджета является показатель ожидаемых поступлений от приватизации. В документе они заложены на уровне 22,5 млрд грн, что на 5,4 млрд грн или 31,6% больше, чем предусмотрено бюджетом текущего года. При этом в январе-августе 2017 года в госбюджет поступило чуть более 1,5 млрд грн, что составляет всего 8,9% годового плана. Такой результат связан с низкой инвестиционной привлекательностью предлагаемых объектов. Не исключено, что проблемы с приватизацией возникнут и в 2018 году. Тогда планируется продать Одесский припортовый завод, который в 2016 году дважды неудачно выставляли на торги.
Расходы бюджета-2018 предусматриваются в сумме 948 млрд 128,8 млн грн, что на 12,7% больше, чем в бюджете на 2017 год. По сравнению с текущим годом самое значительное увеличение ожидается в сфере здравоохранения – на 85,4%. Это связано с запланированным проведением медицинской реформы, в том числе с передачей финансирования этой сферы из местных бюджетов в госбюджет. На развитие и содержание автомобильных дорог планируется увеличение расходов на 73,6%. Расходы госбюджета 2018 года на безопасность и суды должны быть увеличены на 30,1%, в частности, на Национальную полицию – на 27,3%. Рост расходов на оборону в бюджете следующего года предусмотрен на уровне 16,9% по сравнению с нынешним. А вот на образование и социальную защиту населения расходы незначительно снизятся.
Госдолг съедает бюджет
Помимо всего прочего, проект бюджета не предусматривает расходов на погашение кредиторской задолженности, которая накопилась за несколько последних лет у главных распорядителей бюджетных средств.
Как ранее писал “Апостроф”, в 2018-2022 годах Украина должна будет выплатить по своим внешним обязательствам, включая обслуживание долга, $28,7 млрд.
В 2018 году расходы на погашение внешнего долга ожидаются на уровне $2,049 млрд, на обслуживание – $1,519 млрд. По внутренним обязательствам в следующем году необходимо будет выплатить в рамках погашения долга $4,395 млрд, по обслуживанию задолженности – $2,972 млрд.
В Счетной палате обращают внимание на тот факт, что на выполнение обязательств по государственному и гарантированному государством долгу предусмотрено “более четверти расходов государственного бюджета в 2018 году”.
В проекте бюджета предельный объем госдолга по состоянию на 31 декабря 2018 года определен в размере 1 трлн 999 млрд 347,2 млн грн, что на 9,6% больше, чем утверждено на конец 2017 года. В Счетной палате обращают внимание на то, что законопроект о госбюджете предусматривает возможность для Министерства финансов корректировать предельный объем государственного долга. Невыполнение плана по доходам бюджета может привести к увеличению сумм заимствований, что в свою очередь повысит размер государственного долга Украины. В Счетной палате не исключают, что на конец 2018 года он может вырасти почти до 2 трлн 746,9 млрд грн или до 84,6% ВВП.
Самое слабое звено
Заместитель главы комитета по вопросам бюджета Сергей Мельник (“Блок Петра Порошенко”) не видит особых рисков в плане выполнения бюджета 2018 года, но не исключает, что перед принятием документа в целом как закона в него будут внесены важные изменения, в том числе по прогнозам экономического роста.
“Правительство дает оптимистический сценарий, и мы идем по этому оптимистическому сценарию. Ко второму чтению, возможно, будет какая-то корректировка (прогноза роста ВВП, – “Апостроф”), но мы не видим здесь каких-то угроз”, – сказал нардеп “Апострофу”.
Мельник также считает, что в 2018 году не должно возникнуть проблем и с выплатами по госдолгу. Он напомнил, что следующий год не будет пиковым в плане таких выплат (наиболее крупные суммы Украина должна будет выплатить в 2019-2020 годах). Кроме того, правительство недавно разместило еврооблигации, и часть полученных от этого размещения средств также можно будет направить на эти нужды.
Парламентарий видит гораздо больше рисков в планах по приватизации. С этим мнением согласен и исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко.
“Без четкой программы приватизации явно нельзя планировать поступления от ее реализации. Вначале должна быть программа приватизации, потом доход, который рассчитывается – и то приблизительно, а не ставится максимальная оценка. В противном случае дефицит бюджета будет просто расширен, а его финансирование будет нуждаться в дополнительном резком увеличении долга”, – сказал эксперт в комментарии “Апострофу”.
По его словам, в корректировке в целом нуждается подход оценки расходов по выполнению бюджетных программ.
“Логика должна быть изменена, то есть не просто заявленные миллиарды или десятки миллиардов гривен на ту или иную программу. Это неправильный подход. Мне кажется, что правильный подход – это когда заявляется цель программы, потом – необходимый бюджет, а потом, учитывая, что денег все равно недостаточно, поиск необходимого компромисса по каждой отдельной программе”, – заявил Устенко.
По его словам, на сегодня у страны в плане расходов есть два очевидных приоритета – национальная безопасность и обслуживание государственного долга: “Долги обслуживать надо, а в условиях военных действий нужен бюджет на оборону. А остальное уже – как придется”.
Внешний фактор
Олег Устенко также считает слишком оптимистическими макроэкономические показатели, заложенные в проекте бюджета-2018.
“Трехпроцентный экономический рост рассчитан на то, что внешняя конъюнктура будет оставаться благоприятной для Украины в 2018 году, но динамика цен на товарные фьючерсы сейчас показывает совершенно обратное. Таким образом, реалистичный уровень роста, конечно, должен быть опущен с 3%, так как такой рост закладывает серьезные риски недовыполнения доходной части госбюджета”, – пояснил эксперт.
Та же ситуация – и с прогнозом по инфляции в 7%. “У меня есть большие сомнения, что она будет достигнута. Таким образом, рост реальных доходов населения, о котором заявляется, не произойдет”, – отметил он.
Член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран отмечает, что есть и внешние факторы, способные повлиять на экономику Украины, в частности – движение цен на сырьевых рынках.
https://economy.apostrophe.ua/article/finansy-i-banki/2017-10-30/deneg-na-vse-ne-hvatit-neskolko-bolshih-riskov-byudjeta-2018/15120