Для защиты потребителей взвинтят штрафы и введут новые правила

Share Button

На жалобу отреагируют только, если она подтверждена справкой из больницы или другими весомыми документами.

В Украине хотят многократно увеличить штрафы за продажу некачественной продукции. Об этом речь идет в зарегистрированном в Верховной Раде законопроекте №10222 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения конкурентоспособности украинских производителей и усиление защиты прав потребителей». Документ подавался народными депутатами из разных партий, в том числе, Народный фронт, БПП, Радикальная партия, Оппозиционный блок и пр.

Им предполагается множество новаций:

  1. Ввести обязательною гарантию на б/у непродовольственные товары сроком на 1 год (сейчас гарантия редко превышает несколько месяцев).
  2. Проверки по жалобам потребителей будут осуществляться только при документальном подтверждении, что продукция опасна. Нужно будет предоставить справку из больницы, результаты исследования лабораторийи т.д.
  3. Потребительским союзам и ассоциациям разрешат подавать контролерам обращения на проведения внеплановых проверок (сейчас жалобы подают конкретные пострадавшие потребители).
  4. За мелкие нарушения сразу штрафовать не будут. Санкция грозит только в том случае, если предприятие не устранило нарушение после проверки.
  5. Увеличат штрафы в два и более раз. Например, за отказ заменить товар или устранить обнаруженный дефект, продавцу грозит санкция в 20-кратном размере стоимости продукции (сейчас — в 10-кратном), но не меньше 85 грн. А за некорректную или неправдивую информацию о товаре (к примеру, в интернет-магазине) — штраф увеличится с 30% стоимости всей партии товара до 100% стоимости всего полученного для реализации товара.
  6. О проведении проверки на предприятии не будут уведомлять за 10 дней.
  7. Предметом инспекции будет конкретный товар или партия, а не все предприятие.
  8. Введут риск-ориентированный подход к проверке продукции: степень риска будет зависеть не от вида деятельности предприятия, а от вида продукции.
  9. Уберут дублирование проверок одного субъекта разными органами. За конкретную отрасль будет отвечать конкретный регулятор или инспекция. Например, уберут из-под действия закона «О рыночном надзоре» ювелирку и стройки, а НКРСИ разрешат проверять продавцов электроники.
  10. Унифицируют виды проверок: вместо невыездной, выездной и объединенной будет просто «проверка». Таким образом хотят избежать многократной проверки одного и того же субъекта.
  11. Предприятие обязано в месячный срок предоставить перевод документации, необходимой для проверки, если та изложена не на украинском языке (за свой счет).
  12. Создание публичного реестра выявленной опасной продукции.

Ломбарды и комиссионки без гарантий

Бизнес положительно оценил момент о том, что будет проверяться лишь конкретный опасный товар, либо его отдельные виды. Документ запрещает проводить инспекцию всей деятельности субъекта хозяйствования.

«При оценке риска учитывается вид продукции, с которым работает хозяйствующий субъект (молочные, мясные продукты, бакалея и т.д.), оценивается тип деятельности (производство или просто транспортировка), и принимаются во внимание результаты предыдущих проверок. Фиксировались ли ранее замечания к деятельности предприятия, насколько серьезными они были. Далее по балльной системе оценивается степень риска, и в зависимости от него определяется периодичность осуществления плановых проверок — от одного раза в квартал до одного раза в три года», — объяснила адвокат Татьяна Лежух-Вовк.

Законопроект декларирует внедрение принципа прозрачности и четкой регламентации полномочий каждого органа по отношению к операторам рынка. Ожидается, что такой подход приведет к увеличению производительности продукции и уменьшению давления на бизнес. Вот только подготовленные изменения могут не всем прийтись по вкусу.

«Например, ломбарды и комиссионные магазины часто не проверяют купленный товар в сервисных центрах. Поэтому нередко купленные у них гаджеты или бытовая техника выходят из строя через несколько дней. Новый же документ подразумеваем дополнительные гарантии потребителям при покупке б/у товара. Хотя просто так вернуть непонравившуюся продукцию тоже нельзя, в ней должен быть какой-то дефект. А вот новые покупки по-прежнему можно возвращать в течении 14 дней», — отметил исполнительный директор общественной организации «Союз потребителей Украины» Максим Несмиянов.

Зарабатают не проверках

В случае принятия законопроекта, может вырасти количество «потребительских организаций», которым разрешат жаловаться на недобросовестных продавцов. Это непременно выльется в увеличение числа проверок.

«Возможно даже появление специализированных общественных организаций, которые будут контролировать качество определенной продукции на рынке. Аналогичный подход работает в США и некоторых странах Евросоюза, где общественные организации отслеживают людей, которые пострадали от продукции определенного вида, сопровождают судебный процесс и получают определенную часть от взысканной суммы», — рассказала Татьяна Лежух-Вовк.

А вот ужесточение ответственности в виде увеличения штрафов вряд ли скажется на улучшении качества товаров на полках украинских магазинов, считают эксперты.

«Проверок сейчас мало, инспекторов не хватает, в суде редко удается наказать нерадивых продавцов — дела всячески затягиваются фигурантами дел. Ситуацию могло бы изменить введение персональной уголовной ответственности за продажу некачественных и порой опасный для здоровья товаров. Чтобы наказывали не мифические ФОПы, которых невозможно отыскать по месту регистрации, и на которые зачастую оформлен бизнес, а конкретный продавец. Чтобы тот понимал, что нужно лучше проверять своих поставщиков, а не перекладывать на него ответственность, как это часто происходит сейчас», — подытожил Максим Несмиянов.

За материалами UBR

Коментарі