Для защиты потребителей взвинтят штрафы и введут новые правила
На жалобу отреагируют только, если она подтверждена справкой из больницы или другими весомыми документами.
В Украине хотят многократно увеличить штрафы за продажу некачественной продукции. Об этом речь идет в зарегистрированном в Верховной Раде законопроекте №10222 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения конкурентоспособности украинских производителей и усиление защиты прав потребителей». Документ подавался народными депутатами из разных партий, в том числе, Народный фронт, БПП, Радикальная партия, Оппозиционный блок и пр.
Им предполагается множество новаций:
- Ввести обязательною гарантию на б/у непродовольственные товары сроком на 1 год (сейчас гарантия редко превышает несколько месяцев).
- Проверки по жалобам потребителей будут осуществляться только при документальном подтверждении, что продукция опасна. Нужно будет предоставить справку из больницы, результаты исследования лабораторийи т.д.
- Потребительским союзам и ассоциациям разрешат подавать контролерам обращения на проведения внеплановых проверок (сейчас жалобы подают конкретные пострадавшие потребители).
- За мелкие нарушения сразу штрафовать не будут. Санкция грозит только в том случае, если предприятие не устранило нарушение после проверки.
- Увеличат штрафы в два и более раз. Например, за отказ заменить товар или устранить обнаруженный дефект, продавцу грозит санкция в 20-кратном размере стоимости продукции (сейчас — в 10-кратном), но не меньше 85 грн. А за некорректную или неправдивую информацию о товаре (к примеру, в интернет-магазине) — штраф увеличится с 30% стоимости всей партии товара до 100% стоимости всего полученного для реализации товара.
- О проведении проверки на предприятии не будут уведомлять за 10 дней.
- Предметом инспекции будет конкретный товар или партия, а не все предприятие.
- Введут риск-ориентированный подход к проверке продукции: степень риска будет зависеть не от вида деятельности предприятия, а от вида продукции.
- Уберут дублирование проверок одного субъекта разными органами. За конкретную отрасль будет отвечать конкретный регулятор или инспекция. Например, уберут из-под действия закона «О рыночном надзоре» ювелирку и стройки, а НКРСИ разрешат проверять продавцов электроники.
- Унифицируют виды проверок: вместо невыездной, выездной и объединенной будет просто «проверка». Таким образом хотят избежать многократной проверки одного и того же субъекта.
- Предприятие обязано в месячный срок предоставить перевод документации, необходимой для проверки, если та изложена не на украинском языке (за свой счет).
- Создание публичного реестра выявленной опасной продукции.
Ломбарды и комиссионки без гарантий
Бизнес положительно оценил момент о том, что будет проверяться лишь конкретный опасный товар, либо его отдельные виды. Документ запрещает проводить инспекцию всей деятельности субъекта хозяйствования.
«При оценке риска учитывается вид продукции, с которым работает хозяйствующий субъект (молочные, мясные продукты, бакалея и т.д.), оценивается тип деятельности (производство или просто транспортировка), и принимаются во внимание результаты предыдущих проверок. Фиксировались ли ранее замечания к деятельности предприятия, насколько серьезными они были. Далее по балльной системе оценивается степень риска, и в зависимости от него определяется периодичность осуществления плановых проверок — от одного раза в квартал до одного раза в три года», — объяснила адвокат Татьяна Лежух-Вовк.
Законопроект декларирует внедрение принципа прозрачности и четкой регламентации полномочий каждого органа по отношению к операторам рынка. Ожидается, что такой подход приведет к увеличению производительности продукции и уменьшению давления на бизнес. Вот только подготовленные изменения могут не всем прийтись по вкусу.
«Например, ломбарды и комиссионные магазины часто не проверяют купленный товар в сервисных центрах. Поэтому нередко купленные у них гаджеты или бытовая техника выходят из строя через несколько дней. Новый же документ подразумеваем дополнительные гарантии потребителям при покупке б/у товара. Хотя просто так вернуть непонравившуюся продукцию тоже нельзя, в ней должен быть какой-то дефект. А вот новые покупки по-прежнему можно возвращать в течении 14 дней», — отметил исполнительный директор общественной организации «Союз потребителей Украины» Максим Несмиянов.
Зарабатают не проверках
В случае принятия законопроекта, может вырасти количество «потребительских организаций», которым разрешат жаловаться на недобросовестных продавцов. Это непременно выльется в увеличение числа проверок.
«Возможно даже появление специализированных общественных организаций, которые будут контролировать качество определенной продукции на рынке. Аналогичный подход работает в США и некоторых странах Евросоюза, где общественные организации отслеживают людей, которые пострадали от продукции определенного вида, сопровождают судебный процесс и получают определенную часть от взысканной суммы», — рассказала Татьяна Лежух-Вовк.
А вот ужесточение ответственности в виде увеличения штрафов вряд ли скажется на улучшении качества товаров на полках украинских магазинов, считают эксперты.
«Проверок сейчас мало, инспекторов не хватает, в суде редко удается наказать нерадивых продавцов — дела всячески затягиваются фигурантами дел. Ситуацию могло бы изменить введение персональной уголовной ответственности за продажу некачественных и порой опасный для здоровья товаров. Чтобы наказывали не мифические ФОПы, которых невозможно отыскать по месту регистрации, и на которые зачастую оформлен бизнес, а конкретный продавец. Чтобы тот понимал, что нужно лучше проверять своих поставщиков, а не перекладывать на него ответственность, как это часто происходит сейчас», — подытожил Максим Несмиянов.
За материалами UBR