Украина может транслировать свой опыт социального диалога на Восточное партнерство

Share Button

В Республике Беларусь до сих пор полагаются на советскую модель устройства общества, демократические права и свободы граждан нарушаются, а авторитарная власть экстравагантным образом защищает права трудящихся. И все это не препятствие, а скорее повод для налаживания сотрудничества между независимыми объединениями предпринимателей и другими институтами гражданского общества Беларуси и Украины. Так считает руководитель публичного учреждения «Лига развития демократии «Гражданский вердикт» (Республика Беларусь) Игорь РИНКЕВИЧ.

Очень хотелось бы, чтобы украинские социальные партнеры чаще сотрудничалисо своими белорусскими коллегами, помогали им открыться для прогрессивного европейского опыта. Ведь законодательно-правовая база Беларуси до сих пор копирует советские образцы, и даже неизбежное влияние России не меняет ситуации коренным образом. Более того, опыт Украины в социальном диалоге можно уже сейчас с успехом транслировать на страны Восточного партнерства.

К сожалению, Беларусь – единственная европейская страна, которая не присоединилась к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Она не входит в Совет Европы, не подписала Европейскую социальную карту, игнорирует деятельность Международной организации труда.

Социальный диалог в Беларуси носит декоративный характер. И хотя у нас, казалось бы, сильная власть, которая берет на себя ответственность за социальные проблемы общества, авторитарный правитель, огромный объём государственной собственности и гипертрофированная роль Федерации профсоюзов Беларуси, интересы простых работников недостаточно защищены. Та же модель, которая не работала в СССР, сейчас плохо работает у нас.

В законодательстве Республики Беларусь до сих пор отсутствует термин «работодатели», а вместо него используется «наниматели». Наше гражданское общество, профсоюзы и бизнес-ассоциации пытаются убедить власть хотя бы в том, что сторона работодателей играет значительную роль в социально-экономической жизни страны.

Сущность «социального диалога» в Беларуси начинается с дискриминационных практик по отношению к независимым профсоюзам.

И хотя формально наши методы социального партнерства и социального диалога схожи с украинскими, хотя в 1995 году создан Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, а при Министерстве труда функционирует консультативная структура, какой уровень диалога могут обеспечить эти площадки в условиях принуждающего к труду законодательства?

В Беларуси создана гипертрофированная контрактная система, которая позволяет нанимателям пять лет заключать с работниками краткосрочные трудовые договора, как бы сомневаясь в их добросовестности. С точки зрения практики это не имеет смысла, но дает возможность держать на «коротком поводке» лояльности (идеологической благонадежности) не только менеджеров среднего звена, но и простых рабочих.

Да, в Республике Беларусь все очень сложно, но тем не менее бизнес-ассоциации и независимые профсоюзы пытаются многое сделать в рамках программы ЕС «Восточное партнерство». Ежегодно проводятся недели предпринимательства, издается такой мощный документ как «Национальная платформа бизнеса Беларуси». Нам есть что предложить для сотрудничества украинским коллегам, и речь идет именно о сотрудничестве социальных партнеров обеих стран. Ведь в нынешней политической ситуации только стабильное социально-экономическое положение – залог национальной безопасности и суверенитета обеих наших стран. В некотором смысле институты гражданского общества, независимые профсоюзы и бизнес сейчас могут сделать больше, чем политики и дипломатические ведомства.

Коментарі