Бизнесу включили зеленый

Share Button

В связи с военными действиями многие предприятия Донецкой и Луганской областей поспешили перевести бизнес в более спокойные области Украины. Но не всегда это получалось. 


Например, если у предприятия есть крупные производственные мощности, объекты недвижимости, земельные участки, и т.д., то физически перевести сотрудников и оборудование невозможно. Поэтому, ряд компаний остались в зоне АТО. Многие предприятия перерегистрировали свои офисы в населенные пункты, где органы власти Украины осуществляют свою деятельность. А, следовательно, и платят налоги в бюджет Украины.

На сегодняшний день на территории населенных пунктов зоны АТО, которые подконтрольны Украине ведение хозяйственной деятельности разрешено. Но органы местного самоуправления и предприятия Луганской и Донецкой области на подконтрольной Украины территории нормально осуществлять ее не могут, поскольку столкнулись с действием положений Закона “О временных мерах на период проведения антитеррористической операции”, согласно которому на территории проведения антитеррористической операции запрещена смена руководства юридического лица и состава ее учредителей.

“В частности, в Мариуполе предприятия сталкивались с ситуациями, когда невозможно было освободить с занимаемой должности руководителя предприятия, который желает уволиться по собственному желанию; даже в случае смерти руководителя или учредителя предприятия лицо продолжало числиться в Едином реестре, а эта “патовая” ситуация часто приводила к остановке деятельности предприятия, поскольку выбывающий участник-директор часто имел долю в уставном капитале более 50 % и назначить нового руководителя не было возможности”, – отмечает управляющий партнер ООО “Юридическая компания “Юристократ” Максим Касьянов.

Эксперт обратил внимание на те, что некоторые предприятия были вынуждены менять место регистрации на другие города за пределами зоны АТО, чтобы изменить состав учредителей или руководителя, а затем снова вернуться на старое место регистрации. Однако с учетом того, что в период этих изменений предприятие вынуждено было становиться на учет в другом налоговом органе, часть отчетности сдавать по старому адресу, часть по новому, то все эти неудобства вызывали исключительно негатив и недоумение предприятий.

В минувший вторник 227 голосами Верховная Рада Украины успешно решила проблему компаний и органов местного самоуправления, которые находятся в зоне проведения антитеррористической операции – предоставив им возможность осуществлять регистрационные действия, связанные с изменением состава учредителей (участников) и руководителя.

Так, во втором чтении принят проект закона о внесении изменений в Закон Украины “О временных мерах на период проведения антитеррористической операции” (относительно беспрепятственной деятельности органов местного самоуправления) №4048.

Для начала необходимо разобраться, какие населенные пункты относятся к зоне проведения антитеррористической операции, а какие нет. 2 декабря 2015 Кабинетом Министров Украины было принято распоряжение №1275-р, которым утвержден перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция. В перечень населенных пунктов, на территории которых осуществлялась антитеррористическая операция попали все населенные пункты Донецкой и Луганской областей.

Важно помнить, что зона АТО распоряжением правительства от 7 ноября 2014 № 1085-р разделена на населенные пункты, на которых органы государственной власти Украины временно не осуществляют свои полномочия и те, которые полностью подконтрольные Украине. Законопроект №4048 в части предоставления возможности изменения состава учредителей (участников) и руководителя юридического лица распространяется только на, те населенные пункты зоны АТО, которые полностью подконтрольны Украине.

Таким образом, законодатель с одной стороны, обеспечил защиту от рейдерского захвата бизнеса, который оставлен на временно неподконтрольной Украине территории АТО, а с другой разблокировал хозяйственную деятельность предприятий и обычный режим функционирования органов местного самоуправления в населенных пунктах на подконтрольных территориях.

Старший партнер АО “Лекс & Баклер” Екатерина Будник отмечает, что с точки зрения практической реализации норм, принятый закон абсолютно правильно предоставляет возможность изменения состава участников и руководителей юрлиц только на территории тех населенных пунктов, которые полностью подконтрольны Украине.

“Вместе с тем, важной гарантией защиты прав собственников частных предприятий на территории зоны АТО является ограничение, которое позволяет вносить изменения в состав участников предприятия, или же менять его руководителя, только лишь при условии, что с соответствующими документами на проведение регистрационных действий обратились совместно и руководитель такого предприятия, и его участники. С одной стороны, это безусловно усложнит процедуру регистрации изменений для тех предприятий, которые имеют в своем составе участников-нерезидентов, однако, в целом именно такой механизм может послужить надежной защитой бизнеса от рейдерских и других противозаконных действий”, – говорит эксперт.

В свою очередь М.Касьянов считает, что принятый закон внес и “ложку дегтя” в правовое регулирование деятельности субъектов хозяйствования, работающих в зоне АТО. “Часть вторая принятого закона, фактически, лишила всех субъектов хозяйствования, работающих в зоне АТО, но на подконтрольной территории, льготы в части освобождения от платы за пользование землей государственной и коммунальной собственности, а также платы за пользование государственным и коммунальным имуществом. При этом очевидно, что предприятия в зоне АТО и предприятия на остальной подконтрольной территории Украины находятся заведомо в разных конкурентных условиях и существование ранее льготы для зоны АТО в большинстве случаев было оправданным, предполагало поддержку бизнеса, который не выехал и продолжает создавать рабочие места в зоне АТО. Теперь же льготу оставили для тех субъектов хозяйствования, которые и так, в большинстве своем, не осуществляют платежей в бюджет Украины. А тех, кому такая льгота, действительно, была нужна, лишили права ею воспользоваться”, – указывает он.

Необходимо отметить, что проголосованная в первом чтении редакция законопроекта имела ряд недостатков. Например, возможность осуществлять регистрационные действия предоставлялась только государственным юридическим лицам. Тогда как частные остались вне регулирования. Но такая редакция являлась по своей сути дискриминационной.

Ко второму чтению эти недостатки были успешно устранены. Так, после доработки законопроектом предоставляется возможность осуществлять регистрационные действия, связанные с изменением состава учредителей (участников) и руководителя юридического лица компаниям как государственным, так и частным, которые находятся в зоне проведения антитеррористической операции, но на подконтрольной Украины территории, а следовательно, которые платят налоги в бюджет нашей страны.

В то же время адвокат АО “Объединенная юридическая группа” Наталья Андриишина считает, что очевидной целью этого закона (проект № 4048) является не столько следование интересам бизнеса и внедрение механизмов его поддержки на нестабильных территориях, сколько разблокирования деятельности местных органов власти и поиск возможностей наполнения бюджета за счет субъектов хозяйствования зоны АТО. По мнению юриста, акценты в законе несколько иные, чем только возможность осуществления регистрационных действий по смене руководителя и участников в населенных пунктах, расположенных на линии соприкосновения, на территории которых органы государственной власти Украины осуществляют свои полномочия.

“Так, следует обратить внимание, что прослеживается смещение акцентов с Перечня № 1275, который является более расширенным, на Перечень № 1085. Например, город Мариуполь согласно Перечню № 1275 признается населенным пунктом осуществления АТО, в то время как в Перечне № 1085 указаны лишь с. Гнутово (г. Мариуполь), пгт Сартана (г. Мариуполь), пгт Талаковка (г. Мариуполь), пос. Ломакино (г. Мариуполь)”, – отмечает эксперт.

“При этом, в более важных для бизнеса вопросах по освобождению субъектов хозяйствования от платы за пользование земельными участками государственной и коммунальной собственности и вопросах отмены субъектам хозяйствования арендной платы за пользование государственным и коммунальным имуществом, закон (проект № 4048) предписывает руководствоваться Перечнем населенных пунктов, на территории которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия, и населенных пунктов, расположенных на линии соприкосновения (на сегодня – Распоряжением КМУ № 1085)”, – добавила Н.Андриишина.

Анна Долгих

Джерело: minprom.ua

Коментарі