Кто и почему оставил украинский бизнес без денег
Украинская экономика, протестировав “дно”, похоже, начинает приходить в себя. В правительстве заговорили о позитивных сигналах. Оптимизм вылился в прогноз 3% роста по результатам следующего года. Однако хрупкая стабилизация не может успокаивать, поскольку базируется, в основном, на улучшении мировых цен на основные сырьевые товары отечественного экспорта, тогда как структурные проблемы украинской экономики за последние два года только усугубились.
По итогам 2014-2015 годов ВВП Украины на душу населения в долларах США в текущих ценах снизился на 47% (данные Всемирного банка). Продолжается сокращение как экспорта, так и внутреннего спроса. Процветает технологическая деградация: за последние 20 лет в структуре экспорта высокотехнологичные товары уменьшились с 16% до 4%.
Для уверенной стабилизации и качественного роста экономики нужны реальные деньги: инвестиции и кредиты. Бизнесу для обеспечения своей главной, производственной, функции необходим дешевый денежный ресурс. А предложения долгих и доступных денег на рынке попросту нет. Банки откровенно не хотят работать с непроверенными заемщиками, а также предоставлять кредиты предприятиям с плохой кредитной историей или откровенным должникам. Привлекать же ресурс за границей, из-за низкого кредитного рейтинга страны в целом, практически нереально.
В ходе двухлетней зачистки, организованной НБУ, 42% банков по количеству и больше половины по объемам активов, канули в Лету, а отечественные предприятия безвозвратно потеряли в банках, по разным оценкам, от 70 до 120 млрд грн, что не могло не отразится на качестве обслуживания долгов.
Рост проблемной задолженности юридических лиц в портфелях банков начал набирать катастрофических масштабов. Официальный показатель доли просрочки вырос с начала 2014 г. в три раза – с 7,7 до 24,1% (данные по состоянию на 1 июля 2016 г.). Эксперты говорят, что реальная цифра почти вдвое больше.
Отсутствие систематизированных данных о деятельности «профессиональных игроков» кредитного рынка, их деловой репутации и причастности к сомнительным операциям – усложняет этот процесс. Банки часто не могут объективно оценить платежеспособность конкретного потенциального заемщика и его добросовестность. Предприниматели скрывают правдивую картину дел в связи со снижающейся рентабельностью бизнесов в целом, и опаской показывать реальную прибыльность конкурентам и контролирующим органам. Более того, банки даже не надеются, что ради кредитов заемщики будут менять свои подходы к ведению бизнеса.
«Банкам приходится иметь дело с заемщиками, не обладающими достаточной прозрачностью или показывающими убытки в отчетности. К сожалению, таковы реалии», – говорит советник председателя правления банка “Конкорд” Павел Крапивин.
В этой ситуации банкам приходится минимизировать свои риски путем других механизмов.
«Это могут быть, к примеру, управление портфельным риском, когда риск невозврата или несвоевременного платежа минимизируется диверсификацией кредитов в разрезе сумм и заемщиков, повышенным требованием к залогам (как с точки зрения достаточности, так и с точки зрения ликвидности), личными поручительствами собственников бизнеса и/или топ-менеджеров компаний, финансированием конкретных поставок (торговое финансирование или факторинг), предоставление финансирования в относительно небольшом объеме в привязке к объему поступлений денежных средств на текущий счет компании (овердрафт) и т.д. В западной практике также применяется временная уступка корпоративных прав и введение представителя кредитора в управляющий орган заемщика, но в Украине такая практика распространения не получила», – говорит банкир. На фоне этого, за заемщиками, ведущими прозрачный учет и показывающими реальную картину бизнеса в отчетности, да еще и не убыточными, по прежнему идёт конкуренция между банками – кредиторами.
Председатель Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка считает, что Украине нужен единый реестр кредитных обязательств, который бы предоставлял полную информацию о надежности заемщика. Украинское бюро кредитных историй, по словам нардепа, не дает полную картину происходящего, да и не все банки пользуются их услугами. «С группой экспертов мы сейчас готовим законопроект о Едином реестре кредитных обязательств. Там должна централизованно накапливаться систематизированная информация о заемщиках, выполнении ими обязательств, имущества, которое использовалось в качестве обеспечения и прочее. Если ты, или связаны с тобой лица, не вернули ранее полученные средства, новый кредит ты не должен получить», – говорит Рыбалка.
Тем временем, банки активно пользуются другим инструментом зарабатывания денег: накопленную ликвидность, около 70 млрд грн, они направляют в надежные и прибыльные депозитные сертификаты НБУ. За семь месяцев этого года объем операций с депозитными сертификатами НБУ составил 1,89 трлн грн. А за тот же период 2015 года, когда учетная ставка НБУ составляла 30%, объем операций составил всего 1,44 трлн грн. В 2016 году, несмотря на постоянное снижение учетной ставки (с 22% до 15%), банки не только не сократили вложения в депозитные сертификаты, но и увеличили их на 31% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Фактически миллиарды гривен вместо того, чтобы работать на экономику, лежат в Национальном банке.
В результате реальный сектор отечественной экономики продолжает находиться в режиме финансового голодания. Рост монетарной базы (т. е. количества денег в экономике) отстает от уровня инфляции. Но денег в банках до сих пор достаточно – профицит ликвидности существенно не уменьшился. Для того, чтобы учетная ставка начала работать в пользу кредитования, ее необходимо снизить как минимум до уровня инфляции, который НБУ ожидает на уровне 12%.
Замглавы Нацбанка Дмитрий Сологуб ранее высказал мнение, что для того, чтобы кредитование вернулось на докризисный уровень, учетная ставка должна опуститься до 6-8%. По расчетам НБУ, это может случиться приблизительно в 2018 году. Однако для возобновления кредитования нужно не просто менять монетарную политику, но и создавать систему институтов стимулирования экономического развития путем принятия системных и согласованных решений правительства и Национального банка, чего на данный момент нет. Банкиры наоборот жалуются на произвол НБУ, начиная от ограничений в доступе банков и предприятий к валюте, заканчивая непрозрачностью решений по выводу банков с рынка, продажи их активов и многое другое.
Денежно-кредитная и валютная политика должны быть направлены на поддержку реального сектора экономики, прежде всего, предприятий с достаточным уровнем технологий. Нужно создать целую систему поддержки кредитования. Через кредитно-экспортное агентство власти должны стимулировать экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью. Через созданный Банк развития необходимо максимально эффективно оказывать кредитную поддержку тем производствам, которые имеют достаточный уровень технологий. На сегодня финансовый и промышленный комитеты Рады продолжают работу над пакетом законопроектов, направленных на возрождение банковского сектора и кредитования. Часть из них уже зарегистрирована и принята в первом чтении, есть предложения, которые вот-вот внесут на рассмотрение, и есть проекты на уровне концепций. В финансовом комитете Рады была подготовлена Стратегия развития банковской системы. Правительство уже учло часть изложенных в ней предложений, но только часть, многие рекомендации попросту отбросили из-за непонимания стратегических задач государства и мирового опыта.
“В правительстве и НБУ не понимают, что до следующего «проседания» мировых рынков осталось не так уж и много времени, и «запустить маховик» экономического роста, как говорит премьер-министр Владимир Гройсман, власть уже не успеет”, – уверяет председатель парламентского Комитета по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка. «Риск «падения» еще одной группы крупных украинских банков во время следующего кризиса является достаточно большим. Это может нанести непоправимый вред всей экономике. Почти что каждые две недели НБУ ликвидирует очередной банк. В таких условиях строить инвестиционные планы могут либо откровенные смельчаки, либо разного рода спекулянты», – комментирует эксперт.
Несколько незначительных уменьшений базовых процентных ставок за последние месяцы кардинально не изменило ситуации. Наоборот, действующие банки за счет погашения или списания проблемных ссуд уменьшили кредитные портфели физических лиц на 55 млрд грн, а объем кредитов юридическим лицам сократился на огромную сумму – 150 млрд грн. Некоторые банки, из группы крупнейших, уменьшили свой кредитный портфель более чем на 30%.